Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Бажанова А.О.
Тамарова Ю.П.
при секретаре судебного заседания Козеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 апреля 2013 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Федерального казенного учреждения Лечебно-исправительного учреждения N 3 УФСИН России по Республике Мордовия Шиндина Г.П. на решение Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 29 января 2013 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Чиняева Е.С. обратилась в суд с иском к федеральному казенному учреждению Лечебно-исправительному учреждению N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия ( далее - ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия) о понуждении ответчика включить её в список лиц, имеющих право получения единовременной денежной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждений" с 1 ноября 2012 г. Взыскать с ответчика денежную сумму в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., представляющую собой разницу между не дополученной денежной выплатой по категории медицинских работников, проживающих в сельской местности, и полученной денежной выплатой по категории " Многодетная семья" (л.д.1-2).
В ходе судебного заседания истица изменила исковые требования, отказавшись от иска в части о понуждении ответчика включить её в список лиц, имеющих право получения единовременной денежной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839, так как она получает данную выплату с 2012 года (л.д.89).
Решением Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 29 января 2013 г. исковые требования Чиняевой Е.С. удовлетворены (л.д. 208-209).
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия Шиндин Г.П. с решением суда не согласен, просит его отменить, как незаконное, принять по делу новое решение. Считает, что истица, являясь многодетной матерью, уже пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по категории "Многодетная семья", в связи с чем не имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839 (л.д.127-128).
Представитель ответчика ФКУ ЛИУ - 3 УФСИН России по Республике Мордовия Девятаева Т.В., действующая на основании доверенности, просила удовлетворить апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, отменить решение, принять новое решение, отказав в иске в полном объёме.
В судебное заседание истица Чиняева Е.С., ее представитель Аладышев Д.В., представитель третьего лица, не предъявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственного казенного учреждения "Социальная защита населения по Теньгушевскому району Республики Мордовия" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда отменить и принять новое решение.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. признана утратившей силу, а решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Чиняева Е.С. 22 октября 1997 г. назначена на должность медсестры медсанчасти Учреждения ЖХ-385/3.
Впоследствии название учреждения неоднократно менялось и в настоящее время название учреждения ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республики Мордовия, где истица продолжает свою работу в должности медицинской сестры процедурной медицинской части.
Медицинская часть ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республики Мордовия, в которой работает медицинской сестрой Чиняева Е.С., входит в систему УФСИН России. Из Устава ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия и Положения о медицинской части ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республики Мордовия следует, что медицинская часть является структурным подразделением федерального казенного учреждения, входит в систему лечебно-профилактических учреждений УФСИН России; основными задачами которой являются организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в учреждении, осуществление медицинского контроля за состоянием здоровья осужденных, организация и осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, организация работы врачебной комиссии; в ее состав входят: стационар, амбулатория.
Чиняева Е.С. является многодетной матерью, в настоящее время у неё на иждивении шестеро несовершеннолетних детей, и её семья являлась получателем меры социальной поддержки многодетных семей в соответствии с со статьёй 7 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. N102-З ( в ред. от 24 декабря 2012 г.) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республики Мордовия".
В 2012 году Чиняевой Е.С. администрацией ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839 назначена и выплачивается ежемесячно мера социальной поддержки как медицинскому работнику в размере 1 200 рублей.
Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, исходил из того, что Чиняева Е.С. по статусу подпадает под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждений", и пришёл к выводу, что истица имеет право на получение предусмотренной вышеуказанным Постановлением единовременной денежной выплаты за фактическое отработанное время в федеральном учреждении за период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г., в размере "данные изъяты" рублей.
Судебная коллегия считает данный вывод суда в части, касающейся периода с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2011 г., ошибочным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N839, вступившем в действие с 1 января 2012 г., ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения за период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. установлена в размере 1 200 рублей.
Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено осуществление в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 г. на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременной денежной выплаты за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. из расчёта 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году.
В силу пункта 4 указанного Постановления меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 2, не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам за периоды, в течение которых они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2011 г. N 1556ан/174н.
Согласно пункту 4 названного Порядка единовременная денежная выплата не предоставляется работникам за периоды, в течение которых они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истица получила предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839 выплаты за 2012 год, а за период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. ей в подобных выплатах было отказано.
Из копии личного дела получателя государственных услуг Чиняевой Е.С. следует, что истица является получателем ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 1 января 2009 г. по 23 февраля 2018 г., с 24 февраля 2018 г. по 28 февраля 2021 г. Выплата компенсации производилась ежемесячно в соответствии с Законом Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" по льготной категории "Многодетная семья".
Таким образом, истица пользовалась правом на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2011 г. (т.е. за оспариваемый период) на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации - Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" по льготной категории "Многодетная семья".
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" следует, что единовременная денежная выплата выплачивается в 2012 г. за прошлое время (с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г.) лишь в случае отсутствия льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Однако истица за оспариваемый период пользовалась правом на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг по законодательству Республики Мордовия.
В этой связи вывод суда первой инстанции о том, что оказание меры социальной поддержки, предоставляемой медицинским работникам, проживающим в сельской местности, не исключается при том, что работник является получателем меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемой по категории "Многодетная семья", поскольку данные меры предусматривают различный объем компенсируемых коммунальных услуг, а значит и по разному защищают указанные категории граждан, является ошибочным.
Суду первой инстанции следовало применить положения пункта 4 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации за период с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2011 г., при этом не имеет правого значения то обстоятельство, что по Закону Республики Мордовия Чиняева Е.С. получала меры социальной поддержки не как медицинский работник, а как член многодетной семьи. Так как медицинское учреждение, в котором работает истица, относится к числу федеральных, она не могла получать за счёт бюджета субъекта Российской Федерации меры социальной поддержки как работник федерального учреждения.
Ошибочным является вывод суда первой инстанции и о неприменении указанного пункта 4 ввиду того, что компенсация расходов по оплате коммунальных платежей по категории "Многодетная семья" и меры социальной поддержки, оказываемые медицинским работникам федеральных учреждений, работающим в сельской местности, выплачиваются за счёт разных бюджетов. Вышеназванный пункт 4 предусматривает отказ в выплате меры социальной поддержки сотруднику федерального медицинского учреждения в случае получения им льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Получение льготы на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации означает, что источником финансирования данных расходов является бюджет субъекта. Поэтому в пункте 4 имеются в виду льготы, устанавливаемые субъектом Российской Федерации, по иным основаниям, так как данные льготы не могут быть оказаны получателю как работнику федерального учреждения, т.к. обязательства перед работниками учреждений федеральной подчиненности исполняются за счёт средств федерального, а не регионального бюджета. Следовательно, положения пункта 4 следует применять в случаях получения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за счёт регионального бюджета без относительно оснований, по которым данные льготы выплачивались медицинскому работнику.
В исковом заявлении с учётом уточнения Чиняева Е.С. просила взыскать с ответчика ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839, за период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. в размере "данные изъяты" рубля.
Как установлено судом, в выплате, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839, за период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. истице было отказано.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал отказ администрации ФКУ ЛИУ-3 УФсИН России по Республике Мордовия в назначении Чиняевой Е.С. в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839 единовременной денежной выплаты за фактически отработанное время в федеральном учреждении государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. незаконным.
Однако, суд первой инстанции не принял во внимание, что семья истицы в период 1 января 2009 г. по 31 декабря 2011 г. уже получила льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации, что исключает возможность получения мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839.
В связи с изложенным довод апелляционной жалобы о том, что истица, являясь многодетной матерью, уже пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по категории "Многодетная семья", а потому не имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839, в части, касающейся периода с 1 января 2009 по 31 декабря 2011 г., заслуживает внимание.
Довод представителя ответчика о том, что Чиняева Е.С. получала льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2008 г. материалами дела не подтверждается. Пункт 6 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. N102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", предусматривающий выплату многодетной семье льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, введен в действие 22 мая 2008 г., указанная льгота назначена истице с 1 января 2009 г.
Учитывая изложенное, истица имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839, за период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2008 г.
Поскольку при вынесении решения судом первой инстанции допущена ошибка в применении норм материального права, которая повлияла на исход дела, без устранения которой невозможно восстановление и защита нарушенных прав, то судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда и принять новое решение, удовлетворив иск Чиняевой Е.С. частично и взыскав с ответчика в пользу истицы денежную выплату за период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2008 г. из расчёта 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, а всего "данные изъяты" рублей.
Доводы представителя ответчика о том, что Чиняевой Е.С. за 2005 г. выплачена мера социальной поддержки, отклоняется как голословной. В материалах дела имеется справка бухгалтерии ФКУ ЛИУ - 3 УФСИН России по Республике Мордовия о выплате Чиняевой Е.С. единовременной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839, за 2005 год, а также решение об удержании данной выплаты. Доказательств того, что ответчик выплатил указанную сумму и не удержал её, суду не представлено, в связи с чем суд правильно исходил из того, что истица имеет право на получение вышеназванной единовременной денежной выплаты за 2005 год.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 29 января 2013 г. отменить.
Принять новое решение, исковое заявление Чиняевой Е.С. к федеральному казенному учреждению Лечебно-исправительного учреждения N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия удовлетворить частично.
Взыскать с федерального казенного учреждения Лечебно-исправительного учреждения N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия в пользу Чиняевой Е.С. единовременную денежную выплату, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" за период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2008 г. в сумме "данные изъяты" рублей.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
Судьи А.О. Бажанов
Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.