Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Тамарова Ю.П.
судей Бажанова А.О.
Ганченковой В.А.
при секретаре Козеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 23 апреля 2013 года в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе Дубровина В.И. на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 30 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дубровин В.И. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о понуждении предоставить жилое помещение.
В обоснование своих требований указал, что он был уволен из органов внутренних дел 9 октября 1998 года по пункту "з" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
4 марта 2010 года он обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в соответствии с Правилами предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2009 года N903. В удовлетворении поданного заявления ему было отказано, считает данный отказ незаконным.
Просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск принять решение о предоставлении ему жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 30 января 2013 года исковые требования Дубровина В.И. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Дубровин В.И. просил решение суда отменить, указывая, что судом первой инстанции неправильно были определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Полагает, что он имеет право на предоставление жилого помещения, поскольку в период службы он не был обеспечен жильем.
В судебное заседание представитель Администрации городского округа Саранск не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении (л.д.196), о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, и отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании истец Дубровин В.И. доводы жалобы поддержал.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что истец Дубровин В.И. уволен из органов внутренних дел по пункту "з" (по ограниченному состоянию здоровья) статьи 50 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (приказ УГПС МВД РМ от 9 октября 1998 года N113 л/с).
15 мая 2010 года Администрацией городского округа Саранск Дубровину В.И. было отказано в предоставлении жилого помещения, поскольку не имеется оснований для предоставления жилого помещения в соответствии с Правилами предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2009 года N903, он не состоит на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях и участником программы не признавался.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно руководствовался положениями Правил предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2009 года N903 и правомерно исходил из того, что Дубровин В.И. не являлся участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N675.
Данный вывод суда основан на правильном применении закона.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавшей в редакции до 1 января 2005 года, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 данной статьи на органы местного самоуправления была возложена обязанность по льготному предоставлению жилой площади за счет государственного или муниципального жилищного фонда лишь в отношении военнослужащих, прибывающих на новое место военной службы. Причем предоставляемое таким военнослужащим жилое помещение должно было быть закреплено за Министерством обороны Российской Федерации либо иным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
В соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 15 вышеназванного Федерального закона постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями увольняемых с военной службы нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом пунктом 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством Российской Федерации.
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ статья 15 Федерального Закона "О статусе военнослужащих" претерпела изменения.
Согласно пункту 2 данной статьи жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих - граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации:
граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданском обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 сентября 1998 года N 1054 утвердило соответствующие "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Названными Правилами устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 24 названных Правил из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья. А в соответствии с пунктами 28, 29, 30 Правил жилье, а также государственные жилищные сертификаты или безвозмездная финансовая помощь (социальная выплата) на строительство или покупку жилья предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете в едином списке, в порядке общей очереди, исходя из времени постановки на учет. При этом не допускается предоставление жилья и выдача жилищных сертификатов не стоящим в данном списке гражданам.
Согласно Правилам предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2009 года N903 предусмотрено право на предоставление в собственность бесплатно жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, или по договору социального найма жилых помещений, переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, имеют являющиеся участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N675:
а) граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года;
б) члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение жилого помещения в случае, если они повторно не вступили в брак.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения не нашли.
Довод апелляционной жалобы о том, что он имеет право на предоставление жилого помещения, поскольку в период службы он не был обеспечен жилым помещением, подлежат отклонению, так как в силу вышеперечисленных положений закона необходимо состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и быть участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении суда, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 30 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дубровина В.И. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Ю.П. Тамаров
Судьи А.О. Бажанов
В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.