Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Никодимова А.В.
при секретаре Акимовой К.Д.
с участием представителя Министерства труда и социального развития РС(Я) Моедо Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ответчиков на решение Алданского районного суда от 06 февраля 2013 года по делу по иску Тарасова С.С. к Государственному казенному учреждению РС(Я) "Алданское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)", Муниципальному образованию "Алданский район" о включении в список (реестр) получателей социальных выплат, которым
п о с т а н о в л е н о:
Исковое заявление удовлетворить.
Обязать Администрацию МО "Алданский район", ГКУ РС(Я) "Алданское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)" предоставить сведения, все необходимые документы в Министерство труда и социального развития РС(Я) для включения Тарасова С.С., инвалида II группы, в республиканский реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005г., как имеющего право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет субвенций из федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарасов С.С. обратился в суд с иском Государственному казенному учреждению РС(Я) "Алданское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)", Муниципальному образованию "Алданский район" о включении в республиканский реестр получателей социальных выплат, указывая о том, что является инвалидом ... группы, ветераном труда, состоит в очереди на улучшение жилищных условий с 1985г. Полагает, что не внесен в указанный реестр по вине ответчиков ввиду несвоевременного оформления и представления документов. Просил суд обязать ответчиков включить его в республиканский реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом принято вышеуказанное решение, которое обжаловано ответчиками.
В апелляционной жалобе представитель МО "Алданский район" просит отменить решение суда и прекратить производство в части обязания их предоставить документы на истца в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права. Считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Указывает, что ответчик не ведет учет инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, тем самым не имеет возможности представить необходимые документы.
В апелляционной жалобе представитель ГКУ РС(Я) "Алданское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)" просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм процессуального и материального права. Полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, также указывает, что Тарасову С.С. инвалидность установлена впервые 10 июня 2005г., что исключает возможность применения положений ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в отношении истца.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражение на них, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что Тарасов С.С. является инвалидом ... группы с 10 июня 2005г., инвалидность установлена по общему заболеванию бессрочно.
Согласно справке администрации МО "г.Алдан", истец с 10 января 1995г. состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации МО "г.Алдан" под N ...
Согласно акту проверки жилищных условий от 03 сентября 2012г. комиссией МО "г.Алдан", Тарасов С.С. проживает в муниципальном жилом помещении по договору социального найма в неблагоустроенной однокомнатной квартире общей площадью 25 кв.м., заключением комиссии квартира не соответствует установленным для жилых помещений требованиям. Истец собственного жилья не имеет, нуждается в приобретении отдельной благоустроенной квартиры.
Тарасов С.С. не включен в реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из-за несвоевременного предоставления необходимых документов при передаче ведомственного жилого фонда Аэропорта г.Алдан в администрацию МО "г.Алдан".
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 настоящего Федерального закона.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанного федерального закона постановлением Правительства РС(Я) от 25 мая 2006г. N 226 утвержден Порядок предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Уполномоченным органом по составлению и представлению сведений льготной категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, определено Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
Муниципальным образованиям улусов (районов) и городских округов рекомендовано создать комиссии с включением в их состав специалистов администраций муниципальных образований улусов (районов) и городских округов, руководителей территориальных органов социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), представителей общественных организаций. Комиссии проводят работу по проверке жилищных условий льготной категории граждан, упорядочению очереди. Представляют управлениям социальной защиты населения необходимую для получения социальной выплаты документацию на граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года. Ежеквартально информируют Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) об изменениях и дополнительных сведениях в учете граждан.
Предоставление гражданам социальных выплат производится в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005г. и включения в список на предоставление социальных выплат.
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) на основании сведений, представленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия), ежегодно формирует до 31 декабря года, предшествующего планируемому, республиканский реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и вносит его на утверждение Комиссии, занимающейся решением вопросов предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Таким образом, формирование списка (реестра) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится на основе сведений, представленных органами местного самоуправления в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о недопустимости нарушения прав истца на получение социальной выплаты и обязал ответчиков представить необходимые документы для включения его в республиканский реестр.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда. Доводы ответчика о том, что истец не подлежит включению в республиканский реестр с правом получения социальной помощи по улучшению жилищных условий, поскольку инвалидность ему установлена после 01 января 2005г., отклоняются, так как основаны на неправильном толковании норм материального права. Действующим законодательством предусмотрены следующие условия для возникновения права на социальную помощь государства по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации": нуждаемость в улучшении жилищных условий, постановка на учет в качестве такового до 1 января 2005г., инвалидность. Указанные условия в отношении истца имеются.
Из анализа нормативных актов, подлежащих применению по спорным правоотношениям, следует, что правовое значение имеет дата постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а не момент установления инвалидности у гражданина.
Иные доводы, были предметом подробного рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Эти доводы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и являются ошибочными. Судом надлежащие ответчики установлены правильно, поскольку действующим законодательством именно на указанные органы возложена обязанность по представлению пакета документов на претендента на получение социальной выплаты для формирования республиканского реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доводы о том, что истец является владельцем двух квартир и не нуждается в улучшении жилищных условий, опровергаются материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алданского районного суда от 06 февраля 2013 года по делу по иску Тарасова С.С. к Государственному казенному учреждению РС(Я) "Алданское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)", Муниципальному образованию "Алданский район" о включении в список (реестр) получателей социальных выплат оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Дьяконова З.С.
Никодимов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.