Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 03 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Румянцевой Т.Г.,
Судей Семеновой М.Н., Ивановой М.Н.,
при секретаре Никифоровой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Морозова С.И. к Усть-Янской территориальной избирательной комиссии о признании решения от 17 октября 2012 года в части избрания Бондаренко С.Г. главой МО п. Депутатский незаконным и его отмене,
по апелляционной жалобе заявителя на решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 06 февраля 2013 года, которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении заявления Морозова С.И. к Усть-Янской территориальной избирательной комиссии о признании решения от 17 октября 2012 года в части избрания Бондаренко С.Г. главой МО п. Депутатский незаконным и его отмене - отказать.
Заслушав доклад судьи Ивановой М.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
УСТАНОВИЛА:
Морозов С.И. обратился в суд с вышеуказанным заявлением. В обоснование своих требований указал, что 14 октября 2012г. состоялись выборы главы МО "п.Депутатский". В ходе самих выборов и предвыборной компании Бондаренко С.Г. и его доверенные лица, наблюдатели умышленно и неоднократно допускали нарушения Закона Республики Саха (Якутия) "О муниципальных выборах" от 28.09.2011г. В частности, кандидат Бондаренко С.Г. в нарушение ст. 62 п. 4 указанного закона раздавал избирателям фрукты. Также начальник Отряда противопожарной службы РС (Я) по Усть-Янскому району агитировал в поддержку Бондаренко, используя свое служебное положение, оказывал помощь, предоставляя служебный транспорт. Бондаренко С.Г. с помощью сотрудников ГУ "Центр помощи семье и детям" в период предвыборной компании под предлогом оказания социальной помощи малоимущим семьям производил подкуп избирателей, раздавая картошку. В период предвыборной компании типографией "Заря Яны" был выпущен агитационный плакат в поддержку Бондаренко С.Г. "У поселка свой характер, это его люди!", на котором кандидат Бондаренко С.Г. изображен в окружении государственных и муниципальных служащих. Кроме того, после подписания членами избирательной комиссии протокола от 17.10.2012г. об избрании Бондаренко С.Г. главой МО пос. Депутатский, последний в нарушение ст. 86 п. 1 Закона о выборах, не прекратил предпринимательскую деятельность. Так, 23.10.2012 г. Бондаренко С.Г. в Управлении ветеринарии по Усть-Янскому району оформил разрешительные документы для вывоза коммерческого груза (бивней мамонта) авиатранспортом через аэропорт пос. Депутатский. По факту опубликования статьи в газете "Заря Яны", "Я из Депутатского и я голосую за Бондаренко С.Г." автор К. была привлечена к административной ответственности по ст. 5.8 КоАП РФ. Кроме того, Бондаренко не указал об имеющейся недвижимости.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель просил суд отменить решение Усть-Янской территориальной избирательной комиссии от 17.10.2012г. в части избрания Бондаренко С.Г. главой МО "пос. Депутатский".
Представитель территориальной избирательной комиссии с доводами заявления не согласился, указав на их несостоятельность и необоснованность.
Заинтересованное лицо Бондаренко с заявленными требованиями не согласился, просил заявление оставить без удовлетворения.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласен заявитель. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам. На своих доводах о нарушениях со стороны Бондаренко, имевших место в период выборов, настаивает. По его мнению, судом дана неправильная оценка фактам злоупотребления служебным положением начальника отряда противопожарной службы в поддержку Бондаренко, подкупа избирателей в период предвыборной кампании, незаконного занятия предпринимательской деятельностью со стороны Бондаренко С.Г.
Со стороны ответчика и заинтересованного лица поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения ввиду несостоятельности ее доводов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал на отсутствие доказательств нарушения избирательного законодательства со стороны Бондаренко С.Г., влекущее признание итогов голосования незаконными.
Такой вывод суда правильный.
Как следует из материалов дела, 14.10.2012г. состоялись выборы главы муниципального образования "поселок Депутатский", согласно решения Усть-Янской ТИК N 38 от 17.10.2012 на основании пункта 2 статьи 81 Закона РС(Я) "О муниципальных выборах в Республике Саха(Якутия)" главой муниципального образования "поселок Депутатский" избран Бондаренко С.Г.
Исходя из положений части 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), пунктов 1 - 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) суд вправе отменить решение избирательной комиссии о результатах выборов после определения их результатов.
Основанием для отмены являются (пункт 2 той же статьи) следующие установленные судом обстоятельства: а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 названного выше Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
В силу пункта 3 статьи 77 Закона N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Законом Республики Саха(Якутия) от 28.09.2011 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" дополнительные основания для отмены решений избирательной комиссии об итогах голосования либо о результатах соответствующих выборов, признании выборов несостоявшимися не установлены.
Объективные данные, позволяющие предположить такие нарушения, у суда отсутствуют.
Суду первой инстанции не были представлены и в материалах дела отсутствуют какие-либо документальные данные, свидетельствующие о допущении в ходе оспариваемых выборов нарушений избирательного законодательства из числа поименованных в вышеуказанных законах.
С учетом изложенного является правильным вывод в решении суда об отсутствии оснований для отмены решения избирательной комиссии Усть-Янского района РС (Я) о результатах оспариваемых Морозовым С.И. выборов, а решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований - законным и обоснованным.
Ссылка в апелляционной жалобе о подкупе избирателей со стороны кандидата Бондаренко, была исследована судом первой инстанции и обоснованно отклонена как несостоятельная. Установлено, что со стороны Бондаренко такого рода помощь дому-интернату оказывается систематически на протяжении длительного периода и не может быть поставлена в связь с предстоящими выборами, раздача продуктов малоимущим семьям осуществлялась Центром социальной защиты населения района, а не кандидатом на должность главы. Как усматривается из материалов дела, приобретение и последующая раздача картофеля малоимущим семьям практикуется неоднократно, закупка была оговорена заранее устно в посевной сезон (весной) и не относится к предвыборной агитации кандидатов.
Утверждение в жалобе об участии должностных лиц в предвыборной агитации в поддержку Бондаренко и злоупотреблении должностными полномочиями не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и обоснованно отклонено судом.
В части доводов о незаконном использовании на безвозмездной основе служебного транспорта в целях оказания агитационной помощи Бондаренко судом также установлена несостоятельность данного утверждения. Согласно приказу МЧС России от 11 октября 2012г. N527 определено установить дежурство в период проведения выборов с момента начала голосования и до окончания работы избирательных участков (л.д.106). Согласно показаниям свидетелей дежурный автомобиль ОПС дежурил в день выборов и по мере возможности оказывал содействие доставлению членов ТИК к избирательным участкам. По доводам заявителя об использовании служебного транспорта противопожарной службы 2 октября 2012г. судом установлено, что Г. в целях подготовки к пожарно-тактическим учениям направился на служебной автомашине в ТЭЦ ЯЭС ОАО "Сахаэнерго", где по пути подвез кандидатов Бонаренко С.Г. и Н., которые направлялись туда же. Агитационных действий в поддержку Бондаренко Глушко не осуществлял, доказательств обратного судом не добыто.
При этом, по вышеуказанным доводам ранее прокуратурой Усть-Янского района РС (Я) проводилась проверка по обращению заявителя, по результатам которой указанные нарушения подтверждения не нашли (л.д.13, 17).
Суду представлены документы, подтверждающие прекращение Бондаренко статуса индивидуального предпринимателя после получения уведомления об итогах голосования и до вступления в должность главы муниципального образования.
В силу п. 6 ст. 70 ФЗ "Об основных гарантиях ... ", зарегистрированный кандидат, избранный выборным должностным лицом обязан представить в избирательную комиссию копию документа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, в пятидневный срок после его извещения о результатах выборов.
Судом первой инстанции установлено, что 18 октября 2012г. Бондаренко С.Г. уволен с должности менеджера по организации перевозки грузов в ООО "Норд Аэро Транс" по собственному желанию, копия трудовой книжки предоставлена в территориальную избирательную комиссию 22 октября 2012г., то есть в сроки, установленные ст.86 Закона РС (Я) "О муниципальных выборах в РС (Я)".
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену состоявшегося судебного решения.
Обстоятельства дела установлены правильно и в достаточном объеме. Нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 6 февраля 2013 года по заявлению Морозова С.И. к Усть-Янской территориальной избирательной комиссии о признании решения от 17 октября 2012 года в части избрания Бондаренко С.Г. главой МО п. Депутатский незаконным и его отмене оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Румянцева Т.Г.
Судьи: Семенова М.Н.
Иванова М.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.