Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В.,
судей Дьяконовой З.С., Скакуна А.И.,
при секретаре Акимовой К.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 января 2013 года по делу по заявлению М. о признании незаконным решения органа опеки и попечительства Администрации муниципального образования "Ленский район", которым
постановлено:
В удовлетворении заявления М. отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа опеки и попечительства МО "Ленский район", посчитав незаконным прекращение выплат его опекуну - Л. денежных средств на содержание подопечного ( М.). Просил обязать администрацию МО "Ленский район" произвести выплату денежных средств с момента прекращения и выплачивать денежные средства на содержание бывшего подопечного - М. до окончания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательное учреждение школа N ... с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска".
Судом принято вышеуказанное решение, обоснованность и законность которого оспаривается заявителем. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить.
Полагает, что решение вынесено без учета норм Всеобщей декларации прав человека предусматривающей право человека на необходимый жизненный уровень и социальную защищенность, Декларации прав и свобод человека утвержденной Съездом народных депутатов СССР 05.09.1991 г., в нарушение Конституции РФ гарантирующей право на образование и социальную защиту. На своих доводах о незаконности прекращения выплат денежного содержания настаивает поскольку он продолжает обучение в средней общеобразовательной школе и других средств к существованию не имеет.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд указал на отсутствие правовых оснований для продолжения выплат денежных средств на содержание М. ввиду достижения им совершеннолетия.
Такой вывод суда правильный.
Законом Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 года 369-3 N753-1II "О размере и порядке выплаты денежных средств на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты денежных средств" установлен порядок и размеры выплаты на детей, находящихся под опекой.
Пунктом 13 указанного Закона установлено, что денежные средства выплачиваются опекуну (попечителю) до достижения опекаемым (подопечным) возраста 18 лет, включая месяц его рождения, за исключением случаев, которые могут повлечь за собой прекращение выплаты денежных средств.
Из материалов дела видно, что постановлением главы МО "Ленский район" от 12 декабря 2007 года N ... была установлена опека над несовершеннолетним М., _______ года рождения. Его опекуном была назначена Л.
_______ года опекаемый М. достиг ... лет, т.о. есть достиг совершеннолетия, в связи с чем с 01.08.2012 г. над ним прекращена опека и выплата попечителю денежных средств на его содержание.
Согласно п.14 ст.3 Закона Законом Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 года 369-3 N753-1II выплата денежных средств опекуну (попечителю) прекращается по основанию достижения совершеннолетия ребенка (опекаемого), поэтому суд обоснованно признал действия органа местного самоуправления соответствующими закону.
Доводы апелляционной жалобы о не применении судом Деклараций прав и свобод человека основанием для отмены решения суда служить не могут, поскольку указанные Декларации носят рекомендательный характер и законом не являются.
Часть 3 статьи 6 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
По смыслу ст. 1 указанного закона право на полное государственное обеспечение из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют лица в возрасте восемнадцати лет и старше при их поступлении на учебу и до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Доказательств того, что заявитель обучается в высшем образовательном учреждении и имеет право на полное государственное обеспечение в соответствии с федеральным законом в материалах дела не имеется.
Не могут служить основанием для отмены решения суда и доводы жалобы заявителя о нарушении его прав на образование и социальную помощь, гарантированных Конституцией РФ.
Прекращение социальных выплат в связи с совершеннолетием прав заявителя на получение образования не нарушает, поскольку ст.5 Закона "Об образовании" устанавливает гарантии гражданам на общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
Согласно ст.54 Семейного кодекса РФ, ст.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенком является лицо, не достигшее возраста 18 лет.
Исключения из этих норм ни Конституция РФ, ни Закон Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 года 369-3 N753-1II "О размере и порядке выплаты денежных средств на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты денежных средств" не содержит. Указанный Закон РС(Я) устанавливает дополнительные гарантии в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку заявитель достиг возраста, с которого он не может считаться ребенком, его попечителю органом местного самоуправления обоснованно прекращены социальные выплаты, предусмотренные Законом субъекта Российской Федерации на содержание детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст.21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста, поэтому суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, действиями органов местного самоуправления права заявителя не нарушены.
Законом РС(Я) "О размере и порядке выплаты денежных средств на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты денежных средств" не предусмотрена выплата денежных средств лицам, достигшим возраста 18 лет обучающимся в средней общеобразовательной школе.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Суд правильно разрешил возникший спор. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, и не могут служить основанием для отмены решения суда. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 января 2013 года по делу по заявлению М. о признании незаконным решения органа опеки и попечительства Администрации муниципального образования "Ленский район", оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Дьяконова З.С.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.