Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В.,
судей Дьяконовой З.С., Никодимова А.В.,
при секретаре Афанасьевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Чурапчинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2013 года, которым по делу по иску прокурора Чурапчинского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования "Чурапчинский улус (район)" к Администрации муниципального образования "Чурапчинский улус (район)" о возложении обязанности принять меры по постановке на учет здания музея
постановлено:
Иск прокурора Чурапчинского района РС(Я) удовлетворить.
Обязать Администрацию МО "Чурапчинский улус (район)" принять меры по постановке на учет здания "Чурапчинского музея истории и этнографии им. А.А. Саввина", находящегося по адресу: ...
Заслушав доклад судьи Никодимова А.В., заключение прокурора Долганова Г.В., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чурапчинского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц и МО "Чурапчинский улус (район)" обратился в суд с иском к Администрации МО "Чурапчинский улус (район)" о возложении обязанности принять меры по постановке на учет здания "Чурапчинского музея истории и этнографии им. А.А. Саввина" по адресу: ... В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что здание музея является бесхозным, на балансе МО "Чурапчинский улус (район)" не состоит, собственник указанного объекта отсутствует, что влечет неисполнение обязанностей по обеспечению безопасности и сохранности объектов музейного фонда. Непринятие мер по постановке на учет здания музея свидетельствует о невыполнении обязанности, предусмотренной законодательством. В связи с чем, прокурор просит иск удовлетворить.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с постановленным по делу решением, представитель ответчика обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения судом норм материального права. По его мнению, в иске следует отказать, поскольку здание музея является объектом незавершенного строительства, акт приемки в эксплуатацию объекта не подписан, в связи с чем невозможна регистрация прав на объект.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из дела и установлено судом, по договору подряда N ... от 12.04.2007 было построено здание музея по адресу: ... Акт приемки выполненных работ был подписан 15.09.2008 заместителем главы МР "Чурапчинский улус", начальником МУП "Чурапчинское УКС" и директором ООО СК "Северный дом". В сентябре 2008 года музей был размещен в построенном здании, однако из-за низкой температуры воздуха в помещениях музей переехал в другое здание, оставив музейные ценности. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что здание музея было принято в эксплуатацию и является объектом завершенного строительства.
Из материалов дела видно, что здание музея, находящееся по ул. ... , не имеет собственника и является бесхозяйным. Указанное здание не соответствует требованиям пожарной безопасности, требованиям антитеррористической защищенности, не охраняется, сохранность объектов музейного фонда не обеспечена.
Согласно письму администрации МО "Чурапчинский улус (район)" от 17.12.2012 здание музея было построено по договору подряда N ... от 12.04.2007, заключенному между МУП "Чурапчинское УКС" и ООО СК "Северный дом", однако из-за разногласий по качеству результата работы здание в муниципальную собственность принято не было. Как следует из уведомления Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) от 26.11.2012 в ЕГРП отсутствует информация о зарегистрированных правах и правопритязаниях на нежилое здание по адресу: ...
Исходя из п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные районы владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью. В отношении иного имущества они такими правами не обладают, следовательно, на них не может быть возложена обязанность по содержанию такого имущества до его принятия в собственность.
В соответствии со ст. 15.1 того же Закона органы местного самоуправления муниципального района имеют право на создание музеев муниципального района.
В силу п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей определен постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", согласно которому принятие на учет таких объектов осуществляют территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Как видно из дела, здание музея на учете как бесхозяйное недвижимое имущество не состоит. Администрации МО "Чурапчинский улус (район)" с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно здания музея по ул. ... , не обращалась. Доказательств обратного суду не представлено.
Отсутствие собственника данного здания музея влечет неисполнение обязанностей по обеспечению безопасности и сохранности объектов музейного фонда. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Поскольку вышеуказанное здание музея расположено в Чурапчинском районе, то принять меры по постановке на учет данного объекта обязана Администрации МО "Чурапчинский улус (район)". Бездействие администрации в части необращения в органы регистрационной службы с заявлением о принятии здания музея на учет в качестве бесхозяйного имущества свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, и является незаконным.
Судом обстоятельства дела исследованы в полном объеме и им дана надлежащая юридическая оценка, нормы материального права применены правильно. Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, являются ошибочными и не влекут отмену решения суда по основаниям, изложенным выше.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном применении и толковании.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чурапчинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2013 года по делу по иску прокурора Чурапчинского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования "Чурапчинский улус (район)" к Администрации муниципального образования "Чурапчинский улус (район)" о возложении обязанности принять меры по постановке на учет здания музея оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Дьяконова З.С.
Никодимов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.