Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Скакун А.И., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Афанасьевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Окружной администрации г, Якутска Бурцева А.Д. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 января 2013 года, которым по делу по заявлению Жарковой Н.М. к Окружной администрации г. Якутска о признании бездействия незаконным и обязании обследования жилого дома Межведомственной комиссией,
постановлено:
Заявление Жарковой Н.М. - удовлетворить.
Обязать Межведомственную комиссию по признанию жилых домов непригодными для проживания на территории ГО "Город Якутск", провести оценку жилого помещения, расположенного по адресу: ... , на предмет его пригодности (непригодности) для проживания.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., выслушав представителя Жарковой Н.М. -Сивковой Е.Е., представителя ОА г. Якутска Бурцева А.Д., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жаркова Н.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Окружной Администрации г. Якутска и обязании обследования жилого дома Межведомственной комиссией ГО "Город Якутск". Требования мотивированы тем, что вместе с другими жильцами дома, проживающими по адресу: ... , заявитель обратилась в Окружную Администрацию г. Якутска с заявлением о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу, однако им было отказано по тем мотивам, что не все собственники жилых помещений в указанном доме представили необходимые документы. Указывая, что непринятие мер к обследованию жилого дома влечет нарушение прав граждан на благоприятные условия проживания в нем, просила обязать Окружной Администрации г. Якутска провести обследование указанного жилого дома на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель Окружной администрации в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворения заявления отказать. По мнению представителя, законодательством РФ предусмотрено право, а не обязанность органа местного самоуправления принимать решение о признании жилых помещений, находящихся в собственности граждан, пригодными (непригодными) для проживания, следовательно, правовых оснований для признания действий администрации города незаконными у суда первой инстанции не имелось.,
Изучив дело, выслушав пояснение сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Суд, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что Окружная Администрация г. Якутска, в нарушение требований жилищного законодательства, неправомерно отказала вобследовании дома, расположенного по адресу: ... межведомственной комиссией ОА г. Якутска. Бездействие администрации Окружной Администрации г. Якутска в вопросах своевременного принятия мер по обследованию жилищного фонда, с целью обеспечения безопасности граждан, проживающих в таком фонде, несмотря на наличие оснований для организации такого обследования, является незаконным.
Указанный вывод суда является правильным, оснований не согласиться с ним не имеется.
Согласно ордеру N ... от 19 июня 1986 г. Жаркова Н.М. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ...
Актами обследования N ... от 19.10.2012 г. и N ... от 21.11.2012 г., проведенных государственными жилищными инспекторами РС(Я), установлено, что дом по адресу: ... имеет деформации полов, стен и перекрытий.
01 декабря 2012 г. Жаркова Н.М., а также жильцы квартир N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... указанного дома обратились в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о признании их дома аварийным и подлежащим сносу.
Муниципальным казенным учреждением "Департамент жилищных отношений" городского округа "Город Якутск" от 14.12.2012 г. документы в межведомственную комиссию по заявлению жильцов дома не переданы по мотивам того, что для обследования жилого дома необходимо предоставить документы от всех собственников и нанимателей жилых помещений в доме.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Из п.42 Положения следует, что межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что для оценки соответствия дома установленным требованиям и признания его аварийным и подлежащим сносу достаточно заявления одного собственника (нанимателя).
Таким образом, вывод суда о признании бездействия Окружной администрации г. Якутска незаконным и о возложении на Окружную администрацию г. Якутска обязанности обследования дома расположенного по адресу: ... в целях признания его пригодным (непригодным) для дальнейшего проживания и выдаче соответствующего заключения, является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством РФ предусмотрено право, а не обязанность органа местного самоуправления принимать решение о признании частных жилых помещений, пригодными (непригодными) для проживания граждан подлежит отклонению.
Согласно пункту 2 указанного выше Положения, действие его распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности.
Следовательно, межведомственная комиссия должна по заявлению гражданина, независимо от того, является ли он собственником квартиры или нанимателем, обязана провести обследование
жилого помещения и многоквартирного дома в целом на предмет его аварийности и непригодности (пригодности) для проживания, поскольку никакой другой орган не наделен такими полномочиями.
Обстоятельства дела судом исследованы в полном объеме и им дана надлежащая юридическая оценка. Судом нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права соблюдены. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по вышеуказанным основаниям не могут служить основанием для отмены решения.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется. Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 31 января 2013 года по делу по заявлению Жарковой Н.М. к Окружной администрации г. Якутска о признании бездействия незаконным и обязании обследования жилого дома Межведомственной комиссией, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.