Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Никодимова А.В.,
при секретаре Афанасьевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителей ответчиков на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 октября 2012 года, которым по делу по иску Якутского транспортного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой", ООО "Северо-восток Трансстрой", ОАО АК "Железные дороги Якутии", ООО "Ассоциация строителей АЯМ" об обязании ограничить эксплуатацию железнодорожных путей
постановлено:
Обязать ЗАО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой", ООО "Северо-восток Трансстрой", ОАО АК "Железные дороги Якутии", ООО "Ассоциация строителей АЯМ" ограничить эксплуатацию железнодорожных путей на участке Томмот-Кердем (376-737 км.) и железнодорожной станции "Кердем" по перевозке грузов, за исключением перевозки строительных грузов, предназначенных для строительства пускового комплекса Томмот-Якутск (Н.Бестях) железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск.
Взыскать с ЗАО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой", ООО "Северо-восток Трансстрой", ОАО АК "Железные дороги Якутии", ООО "Ассоциация строителей АЯМ" в солидарном порядке государственную пошлину в размере 4 000 рублей в доход государства.
Заслушав доклад судьи Никодимова А.В., заключение прокурора Егорова Д.А., полагавшего решение суда оставить без изменения, пояснения представителя ОАО АК "Железные дороги Якутии" Уфимцева С.В., представителя ООО "Ассоциация строителей АЯМ" Бузова Д.С., поддержавших доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Якутский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском об обязании ограничить эксплуатацию железнодорожных путей на участке Томмот-Кердем (376-737 км.) и железнодорожной станции "Кердем" за исключением перевозки строительных грузов, предназначенных для строительства пускового комплекса Томмот-Якутск, ответчиками ЗАО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой", ООО "Северо-восток Трансстрой", ОАО АК "Железные дороги Якутии", ООО "Ассоциация строителей АЯМ". В обоснование указал, что разрешение на эксплуатацию путей на указанном участке в установленном порядке не получено, однако ответчики по договорам с хозяйствующими субъектами осуществляют перевозки грузов, не предназначенных для строительства пускового комплекса Томмот-Якутск. Данные обстоятельства угрожают безопасности движения на железнодорожном транспорте и имеется опасность причинения вреда с нарушением прав и интересов неопределенного круга лиц.
Судом вынесено вышеуказанное решение, законность и обоснованность которого оспаривается всеми ответчиками.
В апелляционной жалобе представитель ОАО АК "Железные дороги Якутии" просит решение отменить ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права. Апеллятор указал, что участок Томмот-Кердем еще находится в стадии строительства, для постоянных перевозок всех видов грузов в непрерывном режиме не используется, ввиду чего введение спорного участка во временную эксплуатацию не требуется. Считает выводы суда в этой части не соответствующими обстоятельствам дела. Он также не согласен с выводом о технической неготовности железнодорожных путей к эксплуатации.
Представитель ООО "Ассоциация строителей АЯМ" просит решение отменить. По мнению апеллятора, законодательство не содержит критериев, по которым грузы можно разделить на относящиеся к строительству железной дороги и не относящиеся к таковым. Ответчик не был извещен о времени и месте судебного разбирательства. ОАО "Туймаада-Агроснаб", обратившееся с жалобой в прокуратуру, фактически ссылался на свои убытки в связи с заключенными договорами между ответчиками, то есть неопределенного круга лиц, чьи права и интересы могут быть нарушены, нет. Прокурором требования ч. 1 ст. 45 ГПК РФ не соблюдены, поскольку иск предъявлен по существу в интересах указанного ОАО с целью ограничения конкуренции, что противоречит закону.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Северо-восток Трансстрой" просит решение отменить ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, нарушения норм процессуального права. Указывает, что судом дана неправильная оценка договорным отношениям ответчиков. ООО "Северо-восток Трансстрой" является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ведет строительство путей и не является перевозчиком. Апеллятор также ссылается на нарушение своих процессуальных прав неизвещением о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из дела, участок железнодорожной дороги Томмот-Кердем (376-737 км.) является частью пускового железнодорожного комплекса Томмот-Якутск, строительство которого осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 22.07.2008, разрешения на строительство 2009г. Генеральным подрядчиком по государственному контракту о строительстве железной дороги является ЗАО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой", субподрядчиком - ООО "Северо-восток Трансстрой". Решение об открытии во временную или постоянную эксплуатацию строящихся железнодорожных путей железнодорожной линии Томмот-Кердем и об открытии строящегося раздельного пункта "Кердем" уполномоченным органом не принималось.
По договору от 10.12.2010 ОАО АК "Железные дороги Якутии" обязался оказывать услуги ООО "Ассоциация строителей АЯМ" по локомотивной тяге, по управлению локомотивом и его технической эксплуатации на основании заявок заказчика. По договору от 24.02.2011 ОАО АК "Железные дороги Якутии" обязался оказывать услуги ООО "Северо-восток Трансстрой" в локомотивной тяге тепловозами по осуществлению перевозок строительных материалов и техники на участке Томмот - голова укладки, строящейся железнодорожной линии Томмот-Нижний Бестях, а также услуги по управлению локомотивом и его технической эксплуатации.
Согласно акту проверки Якутской транспортной прокуратуры от 06.10.2011 на станцию Кердем прибыл поезд в составе 11 вагонов, в том числе один вагон с комбикормом. Грузополучатель ООО "Ассоциация строителей АЯМ", собственник груза - ОАО "Сахазернопродукт".
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
Как видно из дела, спорная железнодорожная линия предназначена для перевозок грузов, багажа, грузобагажа и пассажиров, в связи с чем относится к железнодорожным путям общего пользования.
На основании ст. 6 Устава железнодорожного транспорта РФ особенности осуществления перевозок грузов по железнодорожным путям, находящимся на стадии строительства до сдачи в постоянную эксплуатацию, и оказания связанных с этими особенностями услуг, предусматриваются в договорах, заключаемых между перевозчиками и организациями, осуществляющими строительство или эксплуатацию строящихся железнодорожных путей по поручению владельцев таких путей.
Из содержания приведенных норм следует, что разрешение на эксплуатацию спорных железнодорожных путей на участке Томмот-Кердем (376-737 км.) и железнодорожной станции "Кердем", далее Кердем-Нижний Бестях в качестве железнодорожных путей общего пользования может быть получено после завершения строительства, то есть после того, как железнодорожная линия (объект капитального строительства) будет готова к эксплуатации в целях осуществления перевозок грузов, багажа, грузобагажа и пассажиров.
До завершения строительства допускается осуществление перевозок грузов по таким железнодорожным путям на основании заключаемых договоров. Таким образом, осуществление перевозок грузов до завершения строительства объекта не может быть запрещено только по мотиву отсутствия ввода объекта в эксплуатацию.
Вывод суда об ограничении эксплуатации железнодорожных путей по перевозке грузов, за исключением перевозки строительных грузов, предназначенных для строительства пускового комплекса Томмот-Якутск, является неправильным. Ограничение эксплуатации таких объектов может быть установлено по причине их ненадлежащего технического состояния, создающего реальную опасность для неопределенного круга лиц. Вид перевозимого груза (строительный или народнохозяйственный) на степень опасности эксплуатации железнодорожных путей не влияет. Доказательств того, что эксплуатация железнодорожных путей в их нынешнем техническом состоянии представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, участвующих в перевозочном процессе, не имеется. Вопросы строительства и эксплуатации железной дороги не могут ставиться в зависимость от коммерческих отношений между самостоятельными хозяйствующими субъектами.
В соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Доказательств такой деятельности ответчиков в деле не имеется.
Прокурор, указывая конкретных ответчиков, по существу просит ограничить эксплуатацию железнодорожных путей только этими юридическими лицами. Следовательно, запрета на эксплуатацию железнодорожных путей другими юридическими лицами не имеется. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что фактически прокурор ставит под сомнение законность заключения договоров между конкретными юридическими лицами-ответчиками. Такой вывод подтверждается и содержанием жалобы ОАО "Туймаада-Агроснаб". Из жалобы следует, что действиями ответчиков в условиях коммерческой конкуренции обществу причинены убытки.
Между тем, обстоятельства существования опасности причинения вреда на железнодорожных путях подлежали установлению вне зависимости от субъектного состава сторон в деле. Эти обстоятельства также не могут зависеть от наименования перевозимого груза (народнохозяйственного или строительного).
Обнаружение факта прибытия на станцию "Кердем" 1 вагона с комбикормом в составе поезда нельзя считать достаточным доказательством угрозы причинения вреда и нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц ответчиками. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения иска Якутского транспортного прокурора не имеется. Выводы суда в этой части не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на ошибочном применении норм материального права, что привело к неправильному разрешению спора.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ указанные обстоятельства являются основанием для отмены состоявшегося решения суда. Отменяя решение, судебная коллегия принимает новое решение, которым исковое заявление прокурора подлежит отказу в удовлетворении по основаниям, указанным выше.
Кроме того, заслуживают внимания доводы апелляционных жалоб о нарушении судом норм процессуального права. Из материалов дела видно, что 31.10.2012 состоялось судебное разбирательство, о чем 05.10.2012 судом были направлены повестки в адрес ООО "Ассоциация строителей АЯМ" и ООО "Северо-восток Трансстрой". Между тем, уведомлений о вручении повесток в деле не имеется. Приложенные уведомления не могут быть приняты во внимание, поскольку составлены в сентябре 2012 года. Таким образом, ответчики не были уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, дело рассмотрено в отсутствие их представителей, что в силу п. 2 ч. 4 статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены постановленного по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 октября 2012 года по данному делу отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Якутского транспортного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой", ООО "Северо-восток Трансстрой", ОАО АК "Железные дороги Якутии", ООО "Ассоциация строителей АЯМ" об обязании ограничить эксплуатацию железнодорожных путей - отказать.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Дьяконова З.С.
Никодимов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.