Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Никодимова А.В., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Акимовой К.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заявителя Охлопкова А.А. на решение Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2012 года, которым по делу по заявлению Охлопкова А.А. о признании незаконным решения поселковой администрации муниципального образования "Поселок Хандыга" об исключении из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей",
постановлено:
В удовлетворении заявления Охлопкова А.А. о признании незаконным решения поселковой администрации муниципального образования "Поселок Хандыга" об исключении из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" отказать.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., выслушав заявителя Охлопкова А.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Охлопков А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения поселковой администрации муниципального образования "Поселок Хандыга" об исключении из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". В обоснование требований указал, что он и члены его семьи проживали в жилом помещении, приобретенном на денежные средства его матери. Зимой 2008 года ему стало известно о том, что молодым семьям предоставляют социальные выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. В январе 2008 года он свою квартиру передал матери по договору дарения, после чего в феврале 2008 года, по его заявлению, был включен в состав участников жилищной программы "Обеспечение жильем молодых семей". В ноябре 2012 года получил уведомление об исключении его семьи из списка граждан-участников связи с тем, что до подачи заявления на участие в указанной подпрограмме он и его супруга, подарив квартиру матери, намеренно ухудшили свои жилищные условия. Заявитель полагает исключение его семьи из списка участников подпрограммы незаконным, основанным на неправильном толковании норм Жилищного кодекса РФ об основаниях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановке на учет.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение. Указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. Ссылается на то, что в 2008 году, на момент признания его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, семья состояла из 4-х человек (он, его жена, ребенок и его брат), и проживала в квартире общей площадью 41,9 кв.м., жилой 23,6 кв.м. Решением от 20 марта 2006 года сессии поселкового Совета учетная норма площади жилого помещения в целях приема граждан на учет в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляла 7 кв.м. на одного человека. Считает, что его семья имела право быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий независимо от наличия или отсутствия права собственности на жилое помещение. Кроме того, указывает, что он был включен в список лиц, изъявивших желание участвовать в подпрограмме, но не в список его участников, и пока он состоял в указанном списке, у него в июне 2009 года родился второй ребенок, чего комиссия не учла при исключении его из списка очередников в ноябре 2012 года.
Изучив дело, выслушав пояснения заявителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Суд, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что на момент постановки на учет 22.02.2008 г. семья Охлопкова А.А. состояла из 3-х членов семьи: его, жены и сына, 05.09.2004 г.р., проживала в квартире жилой площадью 23,6 кв.м., общей площадью 41,9 кв.м., в связи с чем не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку учетная норма жилой площади на территории МО "Поселок Хандыга", равна 7 кв.м. Тот факт, что в январе 2008 года указанная квартира была отчуждена Охлопковым А.А. своей матери, свидетельствует о намеренном ухудшении им своих жилищных условий. Указанные обстоятельства послужили основанием для признания судом решения поселковой администрации МО "Поселок Хандыга" об исключении семьи Охлопкова А.А. из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" законным и обоснованным.
Выводы суда являются правильными, основаны на правильном применении норм материального права.
Нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий являлась одним из обязательных условий для включения ее в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Пунктом 6 "Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285, было предусмотрено, что под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, отсутствие в собственности граждан жилого помещения, а также обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Охлопков А.А. 22.02.2008 г. обратился в администрацию муниципального образования "Поселок Хандыга" с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Перед своим обращением с указанным заявлением, в январе 2008 года он подарил своей матери находившуюся в совместной собственности его и супруги двухкомнатную квартиру общей площадью 41,9 кв. м, расположенную по адресу: ...
Таким образом, Охлопковы намеренно ухудшили свои жилищные условия, с тем, чтобы их признали нуждающимися в жилом помещении.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Доводы в жалобе о том, что семья Охлопкова А.А. имела право еще в 2008 году быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий независимо от наличия или отсутствия права собственности на жилое помещение, поскольку состояла из 4-х человек, основаны на неправильном толковании норм материального права. Основанием для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий является обеспеченность общей площадью жилого помещения менее учетной нормы гражданина и членов его семьи. Брат собственника жилого помещения, проживающий с ним, к членам семьи собственника не относится. На момент обращения с просьбой включить в список молодых семей-участников подпрограммы, семья Охлопкова А.А. состояла из трех человек и проживала в квартире общей площадью 41,9 кв. м., то есть обеспеченность общей площадью жилого помещения составляла более учетной нормы (7 кв.м. на одного члена семьи).
Довод в жалобе, что в июне 2009 года у Охлопкова А.А. родился еще один сын, и на момент исключения его из списка очередников в ноябре 2012 года семья его нуждалась в улучшении жилищных условий, не является основанием для отмены решения суда, поскольку правового значения при рассмотрении данного дела не имеет. При рассмотрении заявления Охлопкова А.А. об оспаривании решения об исключении его из списка участников подпрограммы, суд установил обстоятельства, при которых семья Охлопкова А.А. была включена в этот список, дал оценку законности действий Охлопкова А.А. на момент подачи им заявления о признании его участником подпрограммы.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, материальный закон применен верно, нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Томпонского районного суда от 5 декабря 2012 года по делу по заявлению Охлопкова А.А. о признании незаконным решения поселковой администрации муниципального образования "Поселок Хандыга" об исключении из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи: А.В. Никодимов
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.