Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Никодимова А.В., Седалищева А.Н.
при секретаре Акимовой К.Д.
с участием прокуроров Рязанской А.Д., Ким Г.Г., представителей Окружной администрации г.Якутска Дмитриева Ю.В., ОАО "Якутская городская транспортная компания" Шестакова А.А., Управления Роспотребнадзора по РС(Я) Абрамовой М.Е., Управления Росприроднадзора по РС(Я) Иванова М.М., Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска Топорковой В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Якутского городского суда от 08 ноября 2012 года, которым по делу по иску Якутского природоохранного прокурора к Окружной администрации г.Якутска, ОАО "Якутская городская транспортная компания" об обязании принятия мер по организации обустройства полигона, разработанного в соответствии с требованиями федерального законодательства, и принятия мер по рекультивации существующей санкционированной свалки твердых бытовых отходов по Вилюйскому тракту, 9 км
постановлено:
Иск удовлетворить.
Обязать Окружную администрацию г.Якутска в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда организовать обустройство нового полигона твердых бытовых отходов путем реализации проекта обустройства полигона, разработанного в соответствии с требованиями федерального законодательства, и принять меры по рекультивации существующей санкционированной свалки твердых бытовых отходов по Вилюйскому тракту, 9 км.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., пояснения сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Якутский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Окружной администрации г.Якутска об обязании принять меры по организации нового полигона твердых бытовых отходов и рекультивации санкционированной свалки твердых бытовых отходов в соответствии с проектом рекультивации. Требования обосновал тем, что объект размещения отходов г.Якутска, расположенный по Вилюйскому тракту, 9 км, эксплуатируется на протяжении 40 лет с превышением емкостного ресурса, с многочисленными нарушениями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, создавая угрозу здоровью населения, окружающей среде. В связи с переполнением санкционированной свалки периодически происходит возгорание твердых бытовых отходов, что приводит к выбросам вредных веществ в атмосферу. На неоднократные требования прокуратуры по приведению санкционированной свалки в соответствие установленным требованиям, по ее рекультивации и строительству нового полигона со стороны ответчика действенных мер не принято. Данные нарушения напрямую затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие в г.Якутске, на благополучною окружающею среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. Способом устранения нарушения действующего законодательства прокурор указывает принятие мер органом местного самоуправления по реализации разработанного проекта нового полигона твердых бытовых и рекультивации старого полигона.
В ходе судебного заседания требования в части сроков принятия мер прокурором изменены с трех месяцев до двенадцати месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Судом принято вышеуказанное решение, законность и обоснованность которого оспаривается ответчиком. В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права. По мнению апеллятора, Окружная администрация г.Якутска является ненадлежащим ответчиком по делу, ответственность должна быть возложена на ОАО "ЯГТК", которая является собственником земельного участка и объекта размещения отходов. Кроме того, по мнению ответчика, суд применил санитарные правила, применяемые к полигону твердых бытовых отходов к санкционированной свалке, каковой является объект размещения отходов по Вилюйскому тракту, что не соответствует закону. В части установления сроков исполнения решения суда апеллятор считает выводы суда ничем не обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из материалов дела, прокуратурой совместно с Управлением Росприроднадзора по РС(Я), Управлением Роспотребнадзора по РС(Я) проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации объекта размещения бытовых отходов на 9 км Вилюйского тракта. В ходе проверки выявлены нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Установлено также, что эти нарушения являются следствием переполнения свалки, выработки емкостного ресурса, недостаточных мер по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов, что приводит к самовозгоранию твердых бытовых отходов, к выбросам вредных веществ в атмосферу, загрязнению близлежащих земель и водных ресурсов.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13 марта 2007г. ОАО "Якутская городская транспортная компания" является собственником земельного участка, расположенного по Вилюйскому тракту 9 км, разрешенное использование: под городские полигоны для вывоза сухого мусора, с общей площадь. 318242 кв.м. При этом ОАО "ЯГТК" осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного распоряжением Департамента имущественных отношений мэрии г.Якутска от 27 декабря 2004г. N 290-р, который владеет 100 % акций уставного капитала ОАО "ЯГТК".
В связи с выявленными нарушениями должностные лица ОАО "ЯГТК" привлечены к административной ответственности, предусмотренных ст.ст. 6.3, ч.1 ст.8.21 КоАП РФ с назначением наказаний в виде административных штрафов.
Согласно информации, предоставленной МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства", разработан проект нового полигона складирования твердых бытовых отходов по 26 км Вилюйского тракта, по которому имеется положительное заключение экологической экспертизы. По проекту рекультивации действующей санкционированной свалки также имеется положительное заключение экологической экспертизы и положительное заключение Управления Роспотребнадзора по РС(Я).
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, в ст. 11 ФЗ от 10 января 2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и в абз. 2 ст. 8 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ч. 3 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
Суд пришел к обоснованному выводу о несоблюдении органом местного самоуправления требований закона при осуществлении своих полномочий в области обращения с отходами. Допущение эксплуатации объекта размещения твердых бытовых расходов с нарушением требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан-жителей города, нарушает их права и интересы, создает опасность причинения вреда окружающей среде.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда. Доводы в жалобе о том, что Окружная администрация г.Якутска является ненадлежащим ответчиком несостоятельны, поскольку решение вопросов, связанных с организацией сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов, возложено законодателем на органы местного самоуправления городского округа. Никем не оспаривается, что объект размещения отходов расположен на территории муниципального образования "Город Якутск" и предназначен для обслуживания нужд города.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13 марта 2007г. вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по Вилюйскому тракту 9 км, "под городские полигоны для вывоза сухого мусора", соответственно, в данном случае санитарные правила, предъявляемые к полигонам по размещению бытовых отходов, применены правильно. Отсутствие специального сооружения, которое должно быть при полигоне, также свидетельствует о несоблюдении предъявляемых законом требований при размещении твердых бытовых отходов.
Кроме того, ответчиком по существу не отрицается факт ненадлежащего состояния объекта размещения отходов (независимо от того, является ли он полигоном или санкционированной свалкой).
Доводы в жалобе о том, что сроки исполнения судебного постановления, указанные в его резолютивной части, являются необоснованными, несостоятельны. Частью 2 ст. 206 ГПК РФ установлено, что в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решением суда ответчику предоставлен достаточный и разумный срок для исполнения судебного постановления. Из решения следует, что меры по реализации проекта нового полигона должны быть приняты ответчиком в течение 12 месяцев по вступлению решения в законную силу. Такие же выводы содержатся в решении суда в части принятия мер по рекультивации действующего объекта размещения твердых бытовых отходов. Решением суда не установлена обязанность органа местного самоуправления ввести в действие новый полигон в указанный срок и осуществить рекультивацию старого полигона в эти же сроки, как ошибочно полагает апеллятор.
Судебная коллегия, оставляя апелляционную жалобу без удовлетворения, вместе с тем находит резолютивную часть решения подлежащей уточнению в части принятия мер по рекультивации существующего объекта размещения твердых бытовых отходов по Вилюйскому тракту, 9 км с указанием о возложении обязанности наряду с Окружной администрацией г.Якутска и на ОАО "Якутская городская транспортная компания".
В протоколе судебного заседания и решении отражен факт признания иска в этой части вторым ответчиком-обществом. В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований. Судебная коллегия также учитывает, что согласно Уставу общество осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов. Общество непосредственно обслуживает существующий полигон, является собственником земельного участка под полигон.
Согласно ст.13 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель. В этой связи заслуживают внимания доводы первого ответчика об обязанности ОАО "Якутская городская транспортная компания" принять меры по рекультивации земельного участка под существующий полигон.
В резолютивной части решения не нашло отражения удовлетворение иска прокурора в отношении второго ответчика с применением положений ст.173 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит возможным уточнить резолютивную часть решения в отношении второго ответчика с указанием о возложении обязанности по принятию мер по рекультивации существующего полигона размещения твердых отходов (санкционированной свалки) наряду с органом местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 08 ноября 2012 года по делу по иску Якутского природоохранного прокурора к Окружной администрации г.Якутска, ОАО "Якутская городская транспортная компания" об обязании принятия мер по организации обустройства полигона, разработанного в соответствии с требованиями федерального законодательства, и принятия мер по рекультивации существующей санкционированной свалки твердых бытовых отходов по Вилюйскому тракту, 9 км оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения с указанием об обязании ОАО "Якутская городская транспортная компания" по принятию мер по рекультивации существующей санкционированной свалки твердых бытовых отходов по Вилюйскому тракту 9 км наряду с Окружной администрацией г.Якутска.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Никодимов А.В.
Седалищев А.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.