Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Баутдинова М.Т., Железняковой С.А.,
с участием прокурора Гилевой Л.С.,
при секретаре Ооржак Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по исковому заявлению заместителя Абаканского транспортного прокурора с дислокацией в Республике Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва", Завтракову В.Т. о признании незаконным действия инспекторского отделения Федеральному казенному учреждению "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва" по составлению акта технического освидетельствования маломерного судна, признании недействительным технического освидетельствования маломерного суда и технического талона, о возложении обязанности опубликовать решение суда в средствах массовой информации и установить срок исполнения решения суда по апелляционному представлению заместителя Абаканского транспортного прокурора на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 ноября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Абаканского транспортного прокурора с дислокацией в Республике Тыва обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва" (далее - ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Тыва"), Завтракову В.Т. с указанными выше требованиями. В обоснование иска ссылается на то, что Абаканской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере безопасности внутреннего водного транспорта в Республике Тыва, в ходе которой установлено, что ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Тыва" 09 февраля 2012 года проведено техническое освидетельствование маломерного судна моторная модель " Б.", принадлежащего Завтракову В.Т., о чем стороны составили акт технического освидетельствования от 09 февраля 2012 года. По результатам технического освидетельствования Завтракову В.Т. выдан технический талон на годность маломерного судна к плаванию от 09 февраля 2012 года. Считают действия ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Тыва" по составлению акта технического освидетельствования и выдаче технического талона Завтракову В.Т. незаконными. В нарушение п. 2.6, 2.7, 2.12.1, 2.12.3 Правил технического надзора за маломерными судами ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Тыва" техническое освидетельствование маломерного судна на плаву не проводилось, пуск мотора на воде не осуществлялся, пунктов технического освидетельствования и осмотров маломерных судов в Республике Тыва не имеется. Навигация по внутренним водным путям Российской Федерации в Республике Тыва открыта с 15 мая 2012 года. Из объяснения старшего государственного инспектора Ойдупаа O.K. следует, что в ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Тыва" первичное техническое освидетельствование маломерного судна проводится не на плаву и без запуска двигателя. Кроме того, в соответствии с п. 2.2. Правил технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ. Согласно письму начальника ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Тыва" П., газоанализаторов для проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных веществ в Центре ГИМС МЧС России по Республике Тыва не имеется. Бездействие ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Тыва" выражается в отсутствии газоанализаторов для проверки судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных веществ, поэтому техническое освидетельствование маломерных судов проводится не в полном объеме, что угрожает негативным воздействием на окружающую среду при эксплуатации маломерных судов на внутренних водных путях Российской Федерации. Просит признать незаконными действия инспекторского отделения ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Тыва" по составлению 09 февраля 2012 года акта технического освидетельствования маломерного судна моторная модель " Б.", принадлежащего Завтракову В.Т., признать недействительным акт технического освидетельствования маломерного судна моторная модель " Б.", принадлежащего Завтракову В.Т. от 09 февраля 2012 года, признать недействительным технический талон N, выданный Завтракову В.Т., обязать ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Тыва" опубликовать решение суда в газете "Тувинская правда" на русском языке и в газете "Шын" на тувинском языке, установить срок исполнения решения суда в течение 15 дней со дня получения решения суда.
Решением суда в удовлетворении искового заявления заместителя Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц отказано.
Не согласившись с решением суда, заместитель Абаканского транспортного прокурора Гилева Л.С., подала апелляционное представление, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, указывая на то, что акт первичного технического освидетельствования не может утратить силу после окончания навигации, так как он дает право при первой государственной регистрации судна до 31 декабря года, следующего за годом постройки, не представлять на ежегодное техническое освидетельствование судно в течение 3 последующих лет. Полагает, что п.2.3 Правил технического надзора за маломерными судами судом применен в отрыве от п. 2.6 Правил, без определения их места в системе правовых актов, без буквального толкования и смысла придаваемого целям и задачам технического освидетельствования судов. При первичном техническом освидетельствовании на основании п.2.3 и конкретизирующих его пунктов 2.6, 2.7, 2.12.1, 2.12.3 Правил технического надзора за маломерными судами должно проверяться в совокупности, как корпус судна, его надстройки, так и двигатель, оснащение судна. В п.2.3 Правил технического надзора за маломерными судами буквально не указано, что первичное техническое освидетельствование проводится только по документам. Считает, что проверка технической документации при первичном освидетельствовании в соответствии с п.2.3 Правил является 1 из 10 обязательных позиций проверки технического состояния маломерного судна. Также обращает внимание на то, что двигатель должен быть навесным, соответственно приобретаться отдельно от судна. При этом прокурор просил рассмотреть и признать незаконность действий ответчиков на дату проведения первичного технического освидетельствования, а не на дату рассмотрения дела судом. Однако судом это требование прокурора не разрешено, также незаконно дана оценка действиям ответчиков на дату рассмотрения дела судом.
Прокурор Гилева Л.С. в судебном заседании поддержал апелляционное представление.
Представители ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Тыва" возражали против удовлетворения апелляционного представления.
В судебное заседание Завтраков В.Т. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с абз. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" безопасность эксплуатации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В силу ч. 3 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пп. 4 п. 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004г. N835, государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
В пункте 6 данного Положения закреплено, что государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свои функции через соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам, входящие в состав территориальных органов МЧС России, а также подразделения и организации МЧС России, осуществляющие технический надзор, регистрационную и экзаменационную работу, патрульную службу, диагностику и проведение технических освидетельствований (осмотров) маломерных судов и другие функции в области пользования маломерными судами.
Судом по делу установлено и подтверждается материалами дела, 09 февраля 2012 года техником 1 категории группы РЭР Центра ГИМС МЧС России по Республике Тыва проведено техническое освидетельствование маломерного судна тип моторная модель " Б.", принадлежащего Завтракову В.Т., что подтверждается актом технического освидетельствования (первичного) маломерного судна. По результатам технического освидетельствования маломерное судно признано годным, Завтракову В.Т. выдан технический талон на годность маломерного судна к плаванию от 09 февраля 2012 года.
Оспаривая указанные акты, прокурор указал, что освидетельствование произведено незаконно, так как освидетельствование на плаву не проводилось, пуск мотора на воде не осуществлялся.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, исходил из того, что маломерное судно, принадлежащее Завтракову В.Т., не является судном индивидуальной постройки, так как изготовлено в г. Санкт-Петербурге в 2009 году, технические характеристики судна соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре.
В силу п. 2.3 Правил технического надзора за маломерными судами, утв. Приказом МЧС РФ от 29.06.2005г. N501, ответчик при первичном техническом освидетельствовании судна, принадлежащего Завтракову В.Т., проверил техническую документацию на судно и сверил заводские номера судна и мотора. Поскольку 09 февраля 2012 года проводилось первичное техническое освидетельствование маломерного судна, при этом п. 2.6, 2.7 Правил технического надзора за маломерными судами, на которые ссылается прокурор относится к ежегодным техническим освидетельствованиям, то суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Пунктом 7 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 29.06.2005 года N 502, предусмотрено, что при пользовании водными объектами для плавания на маломерных судах судоводители маломерных судов обязаны обеспечить безаварийное плавание судов и безопасность людей на водных объектах.
На основании п. 2.3 Правил технического надзора за маломерными судами, утвержденных Приказом МЧС от 29.06.2005г. N501, первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием. Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию.
В соответствии с п. 2.4 Правил при ежегодном техническом освидетельствовании проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования.
Маломерные суда, прошедшие первичное техническое освидетельствование:
при первой государственной регистрации до 31 декабря года, следующего за годом постройки, представляются на ежегодное техническое освидетельствование через 3 года; в текущем году, на ежегодное техническое освидетельствование в этом году не представляются.
Согласно п.п. 2.6, 2.7 Правил, техническое освидетельствование маломерного судна проводится, как правило, на плаву. Государственный инспектор по маломерным судам вправе потребовать в необходимых случаях от судовладельца создания дополнительных условий при освидетельствовании - создание крена, дифферента или подъема судна на берег.
Оценка технического состояния маломерного судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке и электрооборудованию, а для маломерных судов индивидуальной постройки дополнительно - по мореходным качествам в соответствии с техническими требованиями к маломерным судам.
Таким образом, положения вышеуказанных Правил устанавливают общие требования к техническому освидетельствованию маломерных судов, а также дополнительные отдельные требования к техническому освидетельствованию маломерных судов индивидуальной постройки, такие как оценка по мореходным качествам в соответствии с техническими требованиями к маломерным судам, при этом освидетельствование маломерного судна проводится на плаву, не является обязательным.
При проведении 09 февраля 2012 года первичного технического освидетельствовании маломерного судна типа моторная модель " Б.", принадлежащего Завтракову В.Т., техник 1 категории группы РЭР Б. проверила техническую документацию на судно, сверила заводские номера лодки и мотора, установила осадку судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), минимальную высоту надводного борта, оснащение спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием, что следует из акта первичного технического освидетельствования. Данное первичное техническое освидетельствование было проведено перед государственной регистрацией маломерного судна на основании п. 2.3 Правил технического надзора за маломерными судами, утвержденных Приказом МЧС от 29.06.2005г. N501. Поскольку с 2009 года маломерное судно типа моторная модель " Б." принадлежало Ф., который снял судно с учета 08 февраля 2012 года и продал его Завтракову В.Т., то перед государственной регистрацией маломерного судна Завтраков В.Т. прошел первичного технического освидетельствования судна. С учетом того, что первичное техническое освидетельствование Завтраковым В.Т. проведено для государственной регистрации судна, все необходимые действия техником группы РЭР Центра ГИМС МЧС России по Республике Тыва Б. проведены в соответствии с установленными Правилами, то оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.
Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционного представления судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия находит, что судом правильно применен материальный закон, подлежащий применению, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 196 Гражданского процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 февраля 2013 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.