Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Железняковой С.А., Куулар Л.Д.,
при секретаре Идам-Сюрюн А.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоновой А.В. к муниципальному казенному учреждению "Департаменту по социальной политике мэрии города Кызыла" о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения "Департамента по социальной политике мэрии города Кызыла" на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Куулар Л.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Антонова А.В. обратилась в суд с иском к муниципальному казенному учреждению "Департаменту по социальной политике мэрии города Кызыла" (далее Департамент по социальной политике мэрии г. Кызыла) о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет. В обоснование иска указала, что является вдовой ветерана боевых действий А., имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей. В мае 2012 года узнала, что ответчик компенсирует 1/4 часть ежемесячной денежной компенсации по коммунальным платежам, тогда как по закону предусмотрено 50 % на всех членов семьи ветерана боевых действий. Просила суд признать незаконными действия Департамента по социальной политике мэрии г. Кызыла и обязать ответчика произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты по оплате коммунальных услуг с 01 апреля 2012 по день подачи иска.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 декабря 2012 года исковые требования Антоновой А.В. удовлетворены частично. Суд признал действия муниципального казенного учреждения "Департамента по социальной политике мэрии города Кызыла" в части начисления выплат по оплате коммунальных услуг только на Антонову А.В. незаконными. Обязал муниципальное казенное учреждение "Департамент по социальной политике мэрии города Кызыла" производить ежемесячные выплаты по оплате коммунальных услуг за жилое помещение ** на остальных членов семьи умершего А..: А.Е.А., А.А.А., Ан.А.А. в пределах нормативов потребления указанных услуг в порядке, установленном законом, начиная с 01 апреля 2012 года.
В апелляционной жалобе Департамент по социальной политике мэрии г. Кызыла просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что действующим законодательством денежные выплаты по оплате коммунальных услуг предусмотрены только на члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, который является получателем указанных социальных выплат, а не на всех членов семьи.
Представитель ответчика - Департамента по социальной политике мэрии г. Кызыла в судебном заседании представитель участия не принимал, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступало, судебная коллегия рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Истица Антонова А.В. возражала против апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона "О ветеранах", государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.
В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Указанным лицам, согласно п. 10 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации); лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом семей погибших (умерших) производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения.
Частью 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:
1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона.
В целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством постановлением Правительства Республики Тыва N117 от 20 апреля 2010 года утвержден порядок предоставления (выплаты) мер социальной поддержки гражданам для оплаты жилья и коммунальных услуг, выделяемых за счет средств федерального бюджета.
Согласно подпункту "з" ст. 7 данного постановления, ежемесячная денежная выплата выплачивается независимо от вида жилищного фонда в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшим, и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации), а лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Как следует из материалов дела, истица состояла в браке с А., что подтверждается свидетельством о заключении брака от 14 февраля 1999 года. Имеют несовершеннолетних детей - А.Е.А., **; А.А.А., **; Ан.А.А., **. Истица и несовершеннолетние дети проживают и зарегистрированы по адресу: **.
Согласно свидетельству о смерти от 20 января 2009 года, А. умер **.
Из справки ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва от 29 марта 2012 года следует, что А. служил в органах уголовно-исполнительной системы с 27 ноября 1992 года по 20 июля 2001 года, являлся ветераном боевых действий.
Согласно справкам ГУ-УПФ РФ в г. Кызыле РТ, истица и ее несовершеннолетние дети являются получателями социальных выплат, как члены семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.
Установив, что истица и ее несовершеннолетние дети являются членами семьи умершего ветерана боевых действий А. и имеют право на предусмотренные законом меры социальной поддержки в виде денежных выплат на оплату 50 процентов коммунальных услуг на всех членов семьи, суд признал незаконными действия ответчика в части начисления выплат по оплате коммунальных услуг только на незаконными. Также обязал ответчика производить ежемесячные выплаты по оплате коммунальных услуг за жилое помещение на остальных членов семьи умершего - несовершеннолетних детей.
Поскольку выплаты на оплату 50 процентов коммунальных услуг на несовершеннолетних детей ответчиком не производились, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности действий ответчика и обязании его производить ежемесячные выплаты по оплате коммунальных услуг за жилое помещение на остальных членов семьи умершего - несовершеннолетних детей.
Вместе с тем, выводы суда первой инстанции о том, что истица является членом семьи ветерана боевых действий и ей также полагается мера социальной поддержки в виде денежных выплат на оплату 50 процентов коммунальных услуг, не основано на законе. В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца.
Как следует из материалов дела, истица нетрудоспособным членом семьи ветерана боевых действий не являлась, на его иждивении не состояла, не является получателем пенсии по потере кормильца.
Учитывая допущенные судом первой инстанции нарушения, а также право суда апелляционной инстанции на проверку решения суда в интересах законности в полном объеме, судебная коллегия считает необходимым выйти за пределы доводов апелляционной жалобы и изменить решение суда по указанным выше основаниям.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 декабря 2012 года изменить, изложив в следующей редакции:
Признать действия муниципального казенного учреждения "Департамента по социальной политике мэрии города Кызыла" по начислению выплат по оплате коммунальных услуг на одного человека незаконными.
Обязать муниципальное казенное учреждение "Департамент по социальной политике мэрии города Кызыла" производить ежемесячные выплаты по оплате коммунальных услуг за жилое помещение ** на членов семьи ветерана боевых действий А.: А.Е.А., А.А.А., Ан.А.А. в пределах нормативов потребления указанных услуг в порядке, установленном законом, начиная с 01 апреля 2012 года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 апреля 2013 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.