Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 14 марта 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Баутдинова М.Т., Кунгаа Т.В.
при секретаре Салчак А.О.,
с участием прокурора Ойдуп У.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по иску Дудуп Л.К. к Управлению записи актов гражданского состояния Республики Тыва (Агентству) о признании незаконными приказов от 18 января 2011 года N "О переводе работника на другую работу", от 29 декабря 2011 года N "О сокращении должностей", от 30 марта 2012 года N "О прекращении (расторжении) служебного контракта с гражданским служащим (увольнении)", восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и недополученного заработка, денежной компенсации за задержку заработной платы, компенсации морального вредапо апелляционной жалобе Дудуп Л.К. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 ноября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Дудуп Л.К. обратилась в суд с иском к Управлению записи актов гражданского состояния Республики Тыва (Агентству) (далее - Управление ЗАГС Республики Тыва) о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и недополученного заработка, компенсации морального вреда, указывая на то, что приказом от 30 марта 2012 года N она уволена по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Считает увольнение незаконным, так как она приступила к работе в органах ЗАГС в должности заместителя начальника отдела Управления ЗАГС Республики Тыва в г.Кызыле. В ноябре 2010 года в связи с изданием постановления Правительства Республики Тыва от 01 ноября 2010 года N 469 ее с понижением должности назначили главным специалистом - руководителем органа Управления ЗАГС Республики Тыва в г. Кызыле N 2. В декабре 2011 года замещаемая ею должность была сокращена со ссылкой на постановление Правительства Республики Тыва от 23 декабря 2011 года N 764 "О внесении изменений в Положение об Управлении записи актов гражданского состояния Республики Тыва и его структуру", в тексте которого отсутствует указание о сокращении численности работников Управления ЗАГС. Кроме того, ответчиком не соблюдена процедура сокращения: в нарушение ст. 82 Трудового кодекса РФ работодатель не представил письменное сообщение первичной профсоюзной организации о сокращении численности штата работников и не получил его мотивированное мнение. Полагает, что сокращение более 10 работников из 100 является массовым, поэтому уведомления о предстоящем сокращении должны быть вручены работникам за три месяца до увольнения, а не за два. Работодатель не предложил ей должности начальника отдела Управления ЗАГС Республики Тыва в г. Кызыле и заместителя начальника этого отдела, которую она занимала до 18 января 2011 года, зато были предложены должности руководителя органа Управления ЗАГС Республики Тыва в Улуг-Хемском районе и специалиста 1 разряда органа Управления ЗАГС Республики Тыва в Бай-Тайгинском районе. Полагает, что фактически должность заместителя начальника отдела Управления ЗАГС Республики Тыва в г. Кызыле не сокращалась, поскольку в 2011 году она была убрана, а в 2012 году вновь введена; с 18 января 2012 года она получала заработную плату меньше, чем ей полагалось как заместителю начальника отдела. Кроме того, при переводе приказом от 18 января 2011 года N ей был установлен размер надбавки к окладу - **., которая ей фактически не начислялась. Просила восстановить её на работе в должности заместителя начальника отдела Управления ЗАГС Республики Тыва в г. Кызыле, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула, разницу в заработной плате за период с 18 января 2011 года по 30 марта 2012 года, а также компенсацию морального вреда в размере ** руб.
В ходе производства по делу истец дополнила свои требования и просила признать незаконными приказ от 18 января 2011 года N "О переводе работника на другую работу" о переводе ее на нижеоплачиваемую должность главного специалиста - руководителя органа Управления ЗАГС Республики Тыва в г.Кызыле N, а также приказ от 29 декабря 2011 года N "О сокращении должностей", ссылаясь на то, что в силу ст. 24 Конституции Республики Тыва разработка структуры органов исполнительной власти, утверждение структуры, реорганизация ведомств при Правительстве Республики Тыва входит в полномочия Председателя Правительства Республики Тыва; начальник Управления ЗАГС Республики Тыва при издании оспариваемого приказа присвоила себе эти полномочия. Полагает, что фактически сокращения не было, так как из штатного расписания были исключены должности начальника, заместителя начальника отдела Управления ЗАГС Республики Тыва в г. Кызыле, образованы два самостоятельных отдела N 1 и N 2, после чего вновь создан отдел Управления ЗАГС Республики Тыва в г. Кызыле с теми же функциями, что и в 2010 году. К тому же сокращение произведено неуполномоченным лицом. Просила признать незаконным также приказ от 30 марта 2012 года N "О прекращении (расторжении) служебного контракта с гражданским служащим (увольнении)", взыскать с ответчика разницу в заработной плате за период с 18 января 2011 года по 30 марта 2012 года в сумме **. и денежную компенсацию по ст. 236 Трудового кодекса РФ в сумме **.
Решением суда в удовлетворении иска Дудуп Л.К. отказано.
Дудуп Л.К. с решением суда не согласилась и подала апелляционную жалобу, указывая на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Сокращение фактически не имело места, к тому же оно произведено неуполномоченным лицом. При принятии решения о сокращении численности работодатель не представил письменное сообщение первичной профсоюзной организации не позднее чем за три месяца (в связи с массовым сокращением) в нарушение ст. 82 Трудового кодекса РФ. Кроме того, до сокращения и во время проведения процедуры сокращения в Управление ЗАГС Республики Тыва принимались новые работники. Просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
Ответчиком поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит в связи с необоснованностью доводов жалобы решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании Дудуп Л.К. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Представитель ответчика Самба Е.Ш. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Выслушав пояснения сторон, заслушав заключение прокурора Ойдуп У.М., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).
Согласно ч. 1 ст. 31 вышеуказанного Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
Данный перечень возможностей продолжения государственных служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей является исчерпывающим.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 вышеуказанного Федерального закона при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Дудуп Л.К. 19 сентября 2008 года была принята на государственную службу и назначена по итогам конкурса на должность заместителя начальника отдела Управления ЗАГС Республики Тыва в г. Кызыле.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 01 ноября 2010 года N469 "О внесении изменений в Положение об Управлении записи актов гражданского состояния Республики Тыва (Агентстве) и его структуру" изменена структура органов ЗАГС - вместо территориального органа ЗАГС в г. Кызыле, в котором имеется 1 должность начальника отдела и 1 должность его заместителя, и 10 территориальных органов ЗАГС в кожуунах и г. Ак-Довураке утверждена структура из территориальных органов ЗАГС в кожуунах и городах, возглавляемых 12 руководителями - главными специалистами и 8 руководителями - ведущими специалистами.
17 ноября 2010 года истцу было вручено уведомление об изменении существенных условий контракта, в котором ей предлагалось продолжить работу в должности руководителя - главного специалиста органа N 2 Управления ЗАГС Республики Тыва в г. Кызыле.
Приказом от 30 декабря 2010 года N утверждено штатное расписание Управления ЗАГС Республики Тыва на 2011 год, в котором должность заместителя начальника отдела Управления ЗАГС Республики Тыва в г. Кызыле отсутствовала, а имелась должность главного специалиста - руководителя органа Управления ЗАГС Республики Тыва в г. Кызыле N 2.
Приказом от 18 января 2011 года N истец была переведена с должности заместителя начальника отдела органа Управления ЗАГС Республики Тыва в г.Кызыле на должность руководителя - главного специалиста органа Управления ЗАГС Республики Тыва в г. Кызыле N 2.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 23 декабря 2011 года N769 "О внесении изменений в Положение об Управлении записи актов гражданского состояния Республики Тыва (Агентстве) и его структуру" изменена структура Управления ЗАГС (Агентства) Республики Тыва - в территориальных органах Управления в районах и г.г. Кызыле, Ак-Довураке предусмотрено 36 единиц, из них руководителей органа ЗАГС - 19; в органе Управления ЗАГС Республики Тыва в г. Кызыле предусмотрено 6 единиц, из них 1 единица руководителя - начальника отдела.
Приказом Управления ЗАГС Республики Тыва (Агентства) от 29 декабря 2011 года N на основании вышеуказанного постановления Правительства Республики Тыва сокращено 37 должностей, в том числе должность руководителя - главного специалиста органа Управления ЗАГС Республики Тыва в г. Кызыле N2.
31 января 2012 года истец была уведомлена о предстоящем сокращении занимаемой ею должности. В тот же день ей были предложены должности руководителя органа Управления ЗАГС Республики Тыва в Улуг-Хемском районе и специалиста 1 разряда органа Управления ЗАГС Республики Тыва в Бай-Тайгинском районе, от которых истец отказалась.
Согласно штатному расписанию Управления ЗАГС Республики Тыва (Агентства) на 2012 год, утвержденному приказом Управления от 30 марта 2012 года N и введенному в действие с 01 апреля 2012 года, имеется один орган Управления ЗАГС Республики Тыва в г. Кызыле вместо двух, в котором предусмотрено 6 единиц служащих, в том числе 1 единица руководителя - начальника отдела, 1 единица - заместителя руководителя.
Приказом Управления ЗАГС Республики Тыва от 30 марта 2012 года N истец уволена со 02 апреля 2012 года с должности руководителя органа Управления ЗАГС Республики Тыва в г. Кызыле N 2 по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в Управлении ЗАГС Республики Тыва действительно имело место сокращение штатов, при этом должность, которую занимала истец, - руководитель - главный специалист органа Управления ЗАГС Республики Тыва в г. Кызыле N 2, была сокращена;в штатном расписании, действующем с 01 апреля 2012 года, данная должность отсутствует.
Суд правильно признал несостоятельным довод истца о том, что ей не были предложены должности начальника отдела Управления ЗАГС Республики Тыва в г.Кызыле и заместителя начальника этого отдела.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 22.11.2011 N 25-П, предпосылкой прекращения служебного контракта по основанию, указанному в п. 6 ч. 1 ст. 33 вышеуказанного Федерального закона, являются мероприятия по сокращению должностей государственной гражданской службы, связанные в том числе с реорганизацией государственного органа либо изменением его структуры, цель которых - оптимизация численности и состава государственных гражданских служащих и повышение эффективности работы государственного органа; при этом на представителя нанимателя не возлагается безусловная обязанность предоставить увольняемому государственному гражданскому служащему иную должность государственной гражданской службы или направить его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации, что подтверждается содержанием пункта 6 части 1 статьи 33, который предусматривает возможность увольнения государственного гражданского служащего не только в связи с отказом от перевода или переподготовки (повышения квалификации), но и при непредоставлении ему в этом случае иной должности государственной гражданской службы.
По смыслу приведенных законоположений, представитель нанимателя даже при наличии вакантных должностей или возможности направления государственного гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации с последующим назначением на соответствующую должность государственной гражданской службы может принять решение о прекращении с ним служебного контракта.
Таким образом, Федеральный закон "О государственной гражданской службе РФ" не возлагает на представителя нанимателя обязанность предлагать увольняемому государственному гражданскому служащему все имеющиеся вакантные должности; представитель нанимателя лишь имеет право предложить иную должность государственной гражданской службы. Указанный закон также не содержит требования к представителю нанимателя о предоставлении гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой должности равнозначной должности.
Согласно ст. 38 вышеуказанного Федерального закона при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.
Судом установлено, что письмом начальника Управления ЗАГС Республики Тыва в адрес председателя профкома Управления ЗАГС Республики Тыва О. от 30 января 2012 года, то есть за два месяца до сокращения должностей, профсоюзный комитет Управления был проинформирован о запланированных мероприятиях по сокращению штата, к письму были приложены проекты приказов о возможном расторжении служебных контрактов и трудовых договоров с работниками, являющимися членами профсоюза, в том числе с Дудуп Л.К., с предложением представить мотивированное мнение по ним в письменной форме в течение 7 дней. Данное письмо получено председателем профкома Управления ЗАГС Республики Тыва О. 13 февраля 2012 года.
Собрание профкома Управления ЗАГС Республики Тыва, состоявшееся 17 февраля 2012 года, не дало согласия на сокращение Дудуп Л.К. Протокол собрания был представлен работодателю.
Суд также правильно признал несостоятельным довод истца о том, что представитель нанимателя не проинформировал выборный профсоюзный орган не позднее чем за три месяца до начала мероприятий по массовому сокращению должностей гражданской службы, поскольку ст. 38 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" не предусматривает такой обязанности представителя нанимателя и не содержит критериев массового сокращения численности должностей государственной гражданской службы.
Суд первой инстанции всесторонне проверил доводы истца о незаконности увольнения, дав им надлежащую оценку. Установив, что у ответчика имелись основания для увольнения истца с занимаемой должности по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ", а установленный законом порядок увольнения по указанному основанию ответчиком был соблюден, суд обоснованно отказал в удовлетворении иска Дудуп Л.К.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 марта 2013 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.