Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Железняковой С.А., Кунгаа Т.В.,
с участием прокурора Ойдуп У.М.,
при секретаре Ооржак Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кызыла в интересах Хертека О.Б. к мэрии г. Кызыла, Министерству финансов Республики Тыва о предоставлении жилого помещения и обеспечении финансирования по апелляционной жалобе представителя мэрии г.Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 ноября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кызыла в интересах Хертека О.Б. обратился в суд к ответчикам с иском о предоставлении жилого помещения и обеспечении финансирования, ссылаясь на то, что в результате проверки по обращению данного гражданина о нарушении его прав на получение жилого помещения установлено, что он является сиротой, его родители умерли. В нарушение норм федеральных законов ответчиками не предоставлено жилье или целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения Хертеку О.Б., несмотря на то, что он состоит на льготной очереди по получению жилья в мэрии города Кызыла. В настоящее время Хертек О.Б. не имеет постоянного места жительства. Просит обязать Министерство финансов Республики Тыва обеспечить в течение 6 месяцев финансирование для приобретения мэрий г. Кызыла жилого помещения Хертеку О.Б., обязать мэрию г. Кызыла предоставить Хертеку О.Б. по мере поступления денежных средств в бюджет муниципального образования городской округ "Город Кызыл" жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл", соответствующее санитарным, гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 квадратных метров.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 ноября 2012 года исковые требования прокурора г. Кызыла удовлетворены частично. Суд обязал мэрию г.Кызыла предоставить в восьмимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда Хертеку О.Б., ** года рождения, жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл" общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям. В удовлетворении требования прокурора г. Кызыла к Министерству финансов Республики Тыва об обеспечении финансирования для приобретения мэрией г. Кызыла жилого помещения Хертеку О.Б. отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель мэрии г. Кызыла М., действующий на основании доверенности, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в части отказа по обязанию Министерство финансов РТ обеспечить финансирование для приобретения мэрией г. Кызыла жилого помещения истцу отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в указанной части. Считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы права, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, что в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ служит основанием для отмены указанного судебного решения.
Прокурор, участвующий в деле, в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебное заседание истец, представители мэрии г.Кызыла и Министерство финансов Республики Тыва не явились, хотя надлежащим образом были извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признаёт неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав мнение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся вне очереди жилые помещения, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением ч. 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставленные в соответствии действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4 Закона) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с ч. 6 ст. 19 данного федерального закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
В части 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определённым федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведённых законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законом Республики Тыва "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 28 декабря 2005 года N 1564 ВХ-I городской округ "Город Кызыл" наделен отдельными государственными полномочиями по представлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 8 ст. 3).
Судом установлено, что Хертек О.Б. подпадает под категорию детей-сирот и имеет право на социальные гарантии, предусмотренные указанным выше законодательством, так как его мать - Х., ** года рождения, умерла ** года, отец Х1, ** года рождения, умер ** года.
Постановлением председателя администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва" от 29 ноября 2006 года опекуном над малолетним Хертеком О.Б. назначена Д. Указано, что родители истца не имели жилую площадь.
По сообщению мэрии г. Кызыла Хертек О.Б. состоит на учете на получение жилого помещения как сирота с 2002 года. Жилое помещение Хертеку О.Б. мэрией г. Кызыла не предоставлено.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва от 11 октября 2012 года N, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Хертек О.Б. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
При наличии изложенных обстоятельств, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении частично исковых требований прокурора г. Кызыла в интересах Хертека О.Б. и правомерно обязал мэрию г.Кызыла предоставить ему жилое помещение на территории города Кызыла, соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м, и отказал в удовлетворении исковых требований прокурора об обязании Министерство финансов Республики Тыва обеспечить в течение шести месяцев финансирование для приобретения мэрией г.Кызыла жилого помещения Хертеку О.Б.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика М. о том, что пределы ответственности мэрии г.Кызыла, как органа местного самоуправления, наделённого государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ограничиваются выделенными из республиканского бюджета субвенциями, судебная коллегия считает необоснованными, так как отсутствие у мэрии г.Кызыла указанных средств не влечёт за собой прекращение переданной ей законом Республики Тыва государственной функции по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями.
Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.