Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Бады-Сагаана А.В., Кунгаа Т.В.,
при секретаре Монгуш С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. гражданское дело по иску Каваа А.А. к мэрии г. Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Каваа А.А. обратился в суд с иском к мэрии города Кызыла о возложении обязанностии обеспечить жилым помещением, указав, что является сиротой, его родители К. и С. ** погибли. Истец состоит на учете граждан г. Кызыла в качестве нуждающегося в жилом помещении **. Согласно статье 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, истцу после окончания образовательного учреждения ответчик обязан был предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм, вне зависимости от наличия иных лиц данной категории. Несмотря на неоднократные обращения истца с заявлением в мэрию г.Кызыла о предоставлении жилого помещения, он получал отказ и до настоящего времени жилое помещение ему не представлено. Истец также является инвалидом **. Просил обязать мэрию г. Кызыла предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма не ниже установленных социальных норм.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 декабря 2012 года исковые требования Каваа А.А. удовлетворены. Суд обязал мэрию г. Кызыла в течение 6 месяцев со дня вступления решения в силу предоставить вне очереди Каваа А.А. на условиях договора социального найма - жилое помещение на территории города Кызыла, **, соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям.
Не согласившись с решением суда, мэрия г.Кызыла подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что при вынесении решения суд должен был выяснить объём финансовых средств (субвенций) г.Кызылу, предусмотренных в бюджете Республики Тыва на исполнение делегированных полномочий; количество детей-сирот, состоящих на учёте; факт перечисления денежных средств. Полагает, что выяснение данных обстоятельств позволило бы суду правильно определить пределы ответственности мэрии г.Кызыла как органа местного самоуправления, наделённого государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - мэрии г.Кызыла Монгуш Ш.С., действующий по доверенности, апелляционную жалобу поддержал.
Истец Каваа А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Федерального Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 3 Закона Республики Тыва от 28.12.2005 N 1564 ВХ-1 (ред. от 28.10.2011 N 927 ВХ-1) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва наделены отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе - по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, либо предоставление субсидий на строительство жилья по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что родители Каваа А.А. - С. и К., умерли **.
Решением горисполкома ** от 12 мая 1999 года Каваа А.А. поставлен на очередь на получение коммунальной квартиры.
Из письма заместителя мэра г. Кызыла от 26 октября 2012 года следует, что Каваа А.А. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1999 года под N **. В настоящее время весь муниципальный жилищный фонд города Кызыла, включая дома коридорного типа (бывшие общежития различных ведомств), заселен. Фонд ежегодно уменьшается за счет приватизации гражданами занимаемого жилья, в связи с чем не имеется возможности в ближайшее время предоставить жилое помещение.
При наличии изложенных обстоятельств, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований и правомерно обязал мэрию г.Кызыла предоставить Каваа А.А. в шестимесячный срок жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пределы ответственности мэрии г.Кызыла как органа местного самоуправления, наделенного государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ограничиваются выделенными из республиканского бюджета субвенциями, судебная коллегия считает необоснованными, так как отсутствие у мэрии г.Кызыла указанных средств не влечёт за собой прекращение переданной ей законом Республики Тыва государственной функции по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии г.Кызыла - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 марта 2013 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.