Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Баутдинова М.Т., Железняковой С.А.,
с участием прокурора Ойдуп У.М., при секретаре Ооржак Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Железняковой С.А. гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кызыла в интересах Мочек А.Б. к мэрии г.Кызыла, министерству финансов Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе Мочек А.Б. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 ноября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кызыла обратился в суд с иском в интересах сироты Мочек А.Б. к мэрии г.Кызыла, министерству финансов Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", указав, что в прокуратуру г.Кызыла поступило обращение Мочек А.Б. о нарушении её жилищных прав. Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Мочек А.Б. является сиротой, так как её мать умерла, а отца нет, сведения об отце в запись акта о рождении внесены на основании заявления её матери. Мэрией г.Кызыла не предоставлено жильё или целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения Мочек А.Б., несмотря на то, что она стоит на льготной очереди в мэрии г.Кызыла. В соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обязанности обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильём детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта. В связи с не предоставлением жилья Мочек А.Б. в настоящее время не имеет постоянного места жительства. Просил суд обязать министерство финансов Республики Тыва обеспечить в течение шести месяцев финансирование для приобретения мэрией г.Кызыла жилого помещения Мочек А.Б., обязать мэрию г.Кызыла предоставить Мочек А.Б. по мере поступления денежных средств в бюджет муниципального образования городской округ "Город Кызыл" жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл", соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12.5 кв.м.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 ноября 2012 года исковые требования прокурора г.Кызыла удовлетворены частично. Суд обязал мэрию г.Кызыла предоставить Мочек А.Б. жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл" по мере поступления денежных средств в бюджет муниципального образования городской округ "Город Кызыл" площадью не ниже 12,5 кв.м., соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, истица Мочек А.Б. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что она состоит на учете с 07 декабря 2005 года, как нуждающаяся в жилом помещении, и имеет право на предоставление жилья, кроме того, у неё уже имеется ребёнок. При рассмотрении дела суд должен был насторожиться на данном факте и принять решение полностью в её пользу.
Истица Мочек А.Б. в судебном заседании поддержала апелляционную жалобу, дополнительно пояснив, что не согласна с решением суда в части площади и срока предоставления жилого помещения.
Прокурор Ойдуп У.М. в судебном заседании просила изменить решение суда в части срока предоставления жилого помещения, обязав мэрию г. Кызыла предоставить истице жилое помещение в течение 6-ти месяцев.
В судебное заседание представители ответчиков - мэрии г.Кызыла, министерства финансов Республики Тыва - не явились, хотя надлежащим образом были извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признаёт их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года), вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ ... дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставленные в соответствии действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4 Закона) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с ч. 6 ст. 19 данного федерального закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
В части 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определённым федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведённых законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законом Республики Тыва "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 28 декабря 2005 года N 1564 ВХ-I городской округ "Город Кызыл" наделен отдельными государственными полномочиями по представлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 8 ст. 3).
Судом установлено, что Мочек А.Б. подпадает под категорию детей-сирот и имеет право на социальные гарантии, предусмотренные указанным выше законодательством, так как её мать М.З.О. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а сведения об отце М.Б.М. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка, в связи с чем постановлением мэра г.Кызыла от 17 мая 2006 года N 1025 истица была поставлена на очередь на получение квартиры как сирота с 07 декабря 2005 года. В 2012 году Мочек А.Б. закончила ФГБОУ ВПО " **" по специальности " **" и ей присвоена квалификация " **", жилое помещение Мочек А.Б. мэрией г.Кызыла не предоставлялось. Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва от 06 сентября 2012 года N, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Мочек А.Б. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
При наличии изложенных обстоятельств, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении частично исковых требований прокурора г.Кызыла и правомерно обязал мэрию г.Кызыла предоставить Мочек А.Б. жилое помещение на территории города Кызыла, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м, и отказал в удовлетворении исковых требований прокурора об обязании министерства финансов Республики Тыва обеспечить в течение шести месяцев финансирование для приобретения мэрией г.Кызыла жилого помещения Мочек А.Б.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о сроке предоставления жилого помещения истице, определённым как по мере поступления денежных средств в бюджет муниципального образования городской округ "Город Кызыл".
В соответствии со статьей 72 (пунктами "к" и "ж" части первой) и статьей 76 (части вторая и пятая) Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В связи с этим условия и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Исходя из содержания указанных выше положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учёт, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
В связи с чем решение суда первой инстанции об обязании мэрии г.Кызыла предоставить истице Мочек А.Б. жилое помещение по мере поступления денежных средств в бюджет муниципального образования городской округ "Город Кызыл" в этой части является незаконным и необоснованным, подлежащим изменению.
Учитывая, что прокурор г. Кызыла просил обязать ответчика совершить определённые действия, то судебная коллегия считает необходимым на основании ст. 206 ГПК РФ определить срок исполнения решения суда, обязав мэрию г.Кызыла предоставить Мочек А.Б. жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл" площадью не ниже 12,5 кв.м., соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции определил размер площади жилого помещения без учета ребёнка истицы судебная коллегия признаёт несостоятельным, поскольку внеочередное предоставление жилого помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот, является индивидуальной льготой и не распространяется на членов их семьи.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 ноября 2012 года в части обязания мэрии г.Кызыла предоставить Мочек А.Б. жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл" по мере поступления денежных средств в бюджет муниципального образования городской округ "Город Кызыл" площадью не ниже 12,5 кв.м., соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям изменить, изложив его в следующей редакции:
"Обязать мэрию г.Кызыла предоставить Мочек А.Б. жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл" площадью не ниже 12,5 кв.м., соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 марта 2013 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.