Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Железняковой С.А., Кунгаа Т.В.,
с участием переводчика Сундуй Ш.М.,
при секретаре Ооржак Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по исковому заявлению Хаплака М.Н. к мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе мэрии г.Кызылана решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Хаплак М.Н. обратился в суд с иском к мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что он является сиротой, его мать умерла ** года, отца не было, отчим С., который его усыновил при жизни матери, отстранился от своих обязанностей по его воспитанию и содержанию. Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 05 апреля 1995 года усыновление С. отменено. 22 февраля 1999 года ему поменяли фамилию и отчество на "Хаплак М.Н.", о чем отделом ЗАГС администрации г. Кызыла 22.09.1999 года составлена запись N, что подтверждается свидетельством о перемене фамилии, имени и отчества. Постановлением администрации от 11.06.2003 года N поставлен в очередь на получение квартиры, а в особых отметках контрольной карты указано - "сирота". В 2004 году женился, имеет 2-х детей. В настоящее время жилого помещения не имеют, в собственности объектов недвижимости также не имеют, право бесплатной приватизации жилого помещения не использовали. Просит обязать ответчика предоставить ему в месячный срок на территории городского округа "Город Кызыл" изолированное жилое помещение, соответствующее санитарным, гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв.м. на каждого члена его семьи.
Определением суда от 10 декабря 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство финансов Республики Тыва.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 декабря 2012 года исковые требования Хаплака М.Н. удовлетворены частично. Суд обязал мэрию г.Кызыла в течение восьми месяцев со дня вступления в законную силу решения суда предоставить Хаплаку М.Н., ** года рождения, жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл" общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее санитарным, гигиеническим нормам и требованиям. В удовлетворении требования Хаплака М.Н. о предоставлении жилого помещения с учетом членов его семьи отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель мэрии г. Кызыла У., действующий на основании доверенности, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что судом первой инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Истец Хаплак М.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители мэрии г.Кызыла и Министерства финансов Республики Тыва не явились, хотя надлежащим образом были извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия признала неявку представителей мэрии г.Кызыла и Министерства финансов Республики Тыва неуважительной и определила рассмотреть данное дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав мнение истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся вне очереди жилые помещения, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением ч. 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставленные в соответствии действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4 Закона) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с ч. 6 ст. 19 данного федерального закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
В части 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определённым федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведённых законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законом Республики Тыва "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 28 декабря 2005 года N 1564 ВХ-I городской округ "Город Кызыл" наделен отдельными государственными полномочиями по представлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 8 ст. 3).
Судом установлено, что Хаплак М.Н. подпадает под категорию детей-сирот и имеет право на социальные гарантии, предусмотренные указанным выше законодательством, так как его мать - СТ. умерла ** года. Решением исполкома Кызылского городского Совета народных депутатов N от 22 января 1991 года опекуном над малолетним Сенди М.В. назначена Х.
Отцом в свидетельстве о рождении истца указан СВ., усыновивший его при жизни матери. Однако, как усматривается из материалов дела, решением Кызылского городского суда от 05 апреля 1995 года отменено усыновление СВ, С. (Хаплака) М.Н ... Из свидетельства о перемене фамилии, имени и отчества видно, что С. М.В., родившемуся ** года, были изменены фамилия и отчество на "Хаплак", "Николаевич", о чем отделом ЗАГС администрации г. Кызыла 22 февраля 1999 г. составлена запись.
Согласно контрольной карточке Хаплак М.Н. поставлен на учет на получение жилого помещения как сирота на основании постановления от 11.06.2003 г. N. В уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва от 31 октября 2012 года указано об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости Хаплака М.Н.
При наличии изложенных обстоятельств, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Хаплака М.Н. в части и правомерно обязал мэрию г.Кызыла предоставить истцу в восьмимесячный срок жилое помещение на территории города Кызыла, соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м, и отказал в удовлетворении исковых требований в части предоставления жилого помещения с учетом членов его семьи.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что пределы ответственности мэрии г.Кызыла, как органа местного самоуправления, наделённого государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ограничиваются выделенными из республиканского бюджета субвенциями, судебная коллегия считает необоснованными, так как отсутствие у мэрии г.Кызыла указанных средств не влечёт за собой прекращение переданной ей законом Республики Тыва государственной функции по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями.
Другие доводы, указанные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 февраля 2013 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.