Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Баутдинова М.Т., Железняковой С.А.,
при секретаре Идам-Сюрюн А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т.гражданское дело по иску Монгуш А.А. к мэрии г.Кызыла, министерству финансов Республики Тыва о возложении обязанности обеспечить финансирование и предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе представителя мэрии города Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 ноября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Монгуш А.А. обратилась в суд с иском к мэрии города Кызыла, министерству финансов Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва", указав, что является сиротой, так как её мать О. умерла в 1994 г., а отец М. умер в 2000 году. По решению администрации Овюрского района Республики Тыва от 30 июня 2000 г. она была передана под опеку Р. В 2010 году закончила Томский государственный университет. В 2006 г. она была поставлена на учёт в качестве сироты, нуждающейся в получении жилья. После окончания университета неоднократно обращалась в Правительство Республики Тыва, мэрию города Кызыла, однако жилое помещение ей предоставлено не было. Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Просила суд обязать мэрию города Кызыла предоставить жилое помещение.
После уточнения исковых требования просила суд обязать министерство финансов Республики Тыва обеспечить финансирование для приобретения мэрией города Кызыла жилого помещения, а также обязать мэрию города Кызыла предоставить ей по мере поступления денежных средств в бюджет муниципального образования городской округ "город Кызыл" жилое помещение на территории городского округа "город Кызыл" соответствующие санитарным и гигиеническим нормам и требованиям площадью не ниже 12,5 кв.м.
Решением суда исковые требования Монгуш А.А. удовлетворены частично. Суд обязал мэрию города Кызыла предоставить в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда Монгуш А.А. на условиях договора социального найма муниципальное жилое помещение на территории города Кызыла, соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель мэрии города Кызыла Уйнукай А.Г., действующий на основании доверенности, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что возможность исполнения решения суда напрямую зависит от объёма, предоставляемых местному бюджету субвенций на приобретение жилых помещений. Обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В связи с отсутствием новых жилых домов, свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, большим количеством судебных решений в части обеспечения жильём данной категории граждан, а также недостаточностью финансирования мэрия города Кызыла не имеет возможности обеспечить жильём указанную категорию лиц. Установленные законом полномочия органов местного самоуправления необходимо рассматривать в совокупности с финансированием, выделяемым на обозначенные цели из бюджета субъекта. Возлагая на мэрию г. Кызыла обязанности по предоставлению жилья суд должен был выяснить следующие обстоятельства: объём предусмотренных финансовых средств (субвенций) г.Кызылу в бюджете Республики Тыва на исполнение делегированных государственных полномочий; количество детей-сирот, состоящих на учёте; определить соотношение объёма средств, выделенных городу Кызылу на данные цели (субвенций), и общее количество детей-сирот, состоящих на учёте на получение жилья; факт перечисления денежных средств. Выяснение данных обстоятельств позволяет правильно определить основного ответчика по делу и пределы ответственности мэрии г.Кызыла, как органа местного самоуправления, наделённого государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам.
В судебное заседание представители ответчиков мэрии г. Кызыла, министерства финансов Республики Тыва не явились, хотя были надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признаёт их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Истица Монгуш А.А. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Согласно пп. 1, 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции от Федерального закона от 29.06.2012 N 96-ФЗ), вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставленные в соответствии действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4 Закона) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). В соответствии с ч. 6 ст. 19 данного федерального закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
В части 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определённым федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведённых законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом.
Законом Республики Тыва "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 28 декабря 2005 года N 1564 ВХ-I городской округ "город Кызыл" наделён отдельными государственными полномочиями по представлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 8 ст. 3).
Судом установлено, что Монгуш А.А. подпадает под категорию лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на социальные гарантии, предусмотренные указанным выше законодательством, поскольку её родители умерли.
Постановлением администрации Овюрского района Республики Тыва от 30 июля 2000 гола N Р. назначена опекуном над несовершеннолетней Монгуш А.А., а из контрольной карточки следует, что истица поставлена на очередь на получение квартиры как сирота постановлением мэра г. Кызыла N от 07 февраля 2006 года.
Доказательств, подтверждающих исполнение мэрией города своей обязанности в части предоставления истице жилого помещения суду предоставлено не было.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований Монгуш А.А. и правомерно обязал мэрию города Кызыла предоставить Монгуш А.А. в шестимесячный срок жилое помещение на территории города Кызыла, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м., и отказал в удовлетворении исковых требований об обязании министерства финансов Республики Тыва обеспечить финансирование для приобретения мэрией г.Кызыла жилого помещения Монгуш А.А.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что пределы ответственности мэрии г.Кызыла, как органа местного самоуправления, наделённого государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ограничиваются выделенными из республиканского бюджета субвенциями, судебная коллегия считает необоснованными, так как отсутствие у мэрии г.Кызыла указанных средств не влечёт за собой прекращение переданной ей законом Республики Тыва государственной функции по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями.
Довод жалобы о том, что исполнение решения суда напрямую зависит от объёма, предоставляемых местному бюджету субвенций на приобретение жилых помещений судебная коллегия отвергает как несостоятельный по следующим основаниям.
Из вышеприведённых норм законов видно, что государственное полномочие по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передано муниципальному образованию "город Кызыл Республики Тыва", а финансовое обеспечение таких полномочий предусмотрено законом Республики Тыва от 07 декабря 2010 N 159-ВХ-1 "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов".
Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебного решения. Эти доводы повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде, являлись предметом исследования и нашли правильную оценку в решении суда, сводятся к неверному толкованию норм материального права, не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, в силу чего правового значения не имеют.
Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 марта 2013 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.