Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Бады-Сагаана А.В., Кунгаа Т.В.,
при секретаре Салчак А.О.,
переводчике Сундуй Ш.М.,
с участием прокурора Ойдуп У.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаана А.В. гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кызыла в интересах Куулар А.В. к Министерству финансов Республики Тыва, мэрии г. Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе представителя мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кызыла обратился в суд с иском в интересах Куулар А.Э. к Министерству финансов РТ, мэрии города Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", указывая на то, что Куулар А.В. является сиротой, в нарушение действующего законодательства ответчиками не предоставлено ей жилье или целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения. Просил суд обязать Министерство финансов Республики Тыва обеспечить в течение 6 месяцев финансирование для приобретения мэрией г. Кызыла жилого помещения Куулар А.В., обязать мэрию г. Кызыла предоставить Куулар А.В. по мере поступления денежных средств в бюджет муниципального образования городской округ "Город Кызыл" жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл", соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не менее 12, 5 кв.м.
Решением суда иск удовлетворен частично. Суд обязал мэрию г. Кызыла в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Куулар А.В. на условиях договора социального найма жилое помещение на территории г. Кызыла, общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям.
Не согласившись с решением суда, мэрия г.Кызыла подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что при вынесении решения суд должен был выяснить объём финансовых средств (субвенций) г.Кызылу, предусмотренных в бюджете Республики Тыва на исполнение делегированных полномочий; количество детей-сирот, состоящих на учёте; факт перечисления денежных средств. Полагает, что выяснение данных обстоятельств позволило бы суду правильно разрешить дело.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Федерального Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 3 Закона Республики Тыва от 28.12.2005 N 1564 ВХ-1 (ред. от 28.10.2011 N 927 ВХ-1) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва наделены отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе - по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, либо предоставление субсидий на строительство жилья по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Судом первой инстанции установлено, что решением Кызылского городского суда от 09 ноября 2011 года постановлено обязать мэрию г. Кызыла поставить Куулар А.В. на учет по получению жилой площади и улучшению жилищных условий среди нуждающихся детей-сирот в г. Кызыле в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Постановлением мэрии г. Кызыла от 01 июня 2012 года N 917 Куулар А.В. принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно контрольной карточке мэрии г. Кызыла Куулар А.В. поставлена на очередь на получение квартиры как сирота на основании постановления N 917 от 01 июня 2012 года, дата постановки на учет: 25 ноября 2011 года.
Как следует из свидетельства, выданного ТП ОФМС России по Республике Тыва в пгт. Каа-Хем. Куулар А.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ** с 19 ноября 2010 года по 19 ноября 2015 года.
Из диплома о среднем профессиональном образовании ГОУ ПУ-Ю г. Кызыла Республики Тыва следует, что Куулар А.В. 02 июня 2005 года окончила потный курс училища по профессии "Повар-кондитер".
Распоряжением мэрии г. Кызыла от 26 ноября 2012 года N 1113-ра утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрещенного жилого помещения, для строительства им жилых помещений в многоквартирном жилом доме на 2012 года. В указанный перечень включена также Куулар А.В.
Тем самым, установлено, что Куулар А.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, поскольку ее мать умерла, отца не имеет, она не имеет закрепленного жилья, следовательно, у неё имеются права на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на жилое помещение.
При наличии изложенных обстоятельств, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г. Кызыла.
Вывод суда об оставлении без удовлетворения требования прокурора к Министерству финансов РТ об обеспечении в течение шести месяцев финансирования для приобретения мэрией г. Кызыла жилого помещения Куулар А.В. является обоснованным, соответствующим изложенным в решении суда нормам материального права, в связи с чем каких-либо оснований у судебной коллегии подвергать данный вывод сомнению не возникло.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пределы ответственности мэрии г.Кызыла как органа местного самоуправления, наделенного государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ограничиваются выделенными из республиканского бюджета субвенциями, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку отсутствие у мэрии г.Кызыла указанных средств не влечёт за собой прекращение переданной ей законом Республики Тыва государственной функции по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 марта 2013 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.