Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Ивашиной Т.А., Морозовой В.Н.,
при секретаре Майнагашевой Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации г. Абакана Шестопаловой И.А. на решение Абаканского городского суда от 30 января 2013 года, которым исковые требования Журавлева Н.В. к администрации г. Абакана о постановке на льготную очередь для получения жилья и обязании предоставить жилое помещение удовлетворены частично.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя ответчика администрации г. Абакана Шестопаловой И.А., поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения представителя истца Журалева Н.В. - Галынкиной С.А., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Журавлев Н.В. обратился в суд с иском к администрации г. Абакана об устранении нарушенных жилищных прав путем постановки на льготную очередь и обязании предоставить жилое помещение площадью не менее ... кв.м., мотивировал свои требования тем, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Проживание в закрепленном за ним жилом помещении по адресу: ... невозможно. Нанимателем данного жилого помещения является его сестра ФИО19 она проживает в данной квартире со своей семьей, состоящей из четырех человек. Кроме того, на ее иждивении находится ребенок-инвалид. Общая площадь квартиры составляет ... кв.м, жилая - ... кв.м.
В судебном заседании представитель истца Галынкина С.А. исковые требования поддержала.
Представитель администрации г. Абакана Шестопалова И.А. исковые требования не признала, указала, что истец с заявлением о предоставлении жилого помещения в администрацию г. Абакана не обращался, никаких документов не предоставлял. Просила в удовлетворении иска отказать.
Суд постановил решение, которым обязал администрацию г.Абакана предоставить вне очереди Журавлеву Н.В. на основании договора социального найма жилого помещения за счет средств бюджета Республики Хакасия жилое помещение в г. Абакане площадью не менее ... кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям благоустроенности применительно к условиям г. Абакана.
В удовлетворении исковых требований к администрации г. Абакана о постановке на льготную очередь для получения жилья Журавлеву Н.В. отказано.
С решением не согласен представитель ответчика администрации г. Абакана Шестопалова И.А..
В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, она просила решение суда в части обязании предоставить вне очереди жилое помещение на основании договора социального найма отменить. Ссылаясь на нормы Федерального закона N 159- ФЗ "О дополнительных гарантиях детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указала, что жилое помещение должно предоставляться на основании договора найма специализированного жилого помещения и после окончания прохождения военной службы по призыву, что судом не было учтено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с принятием Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 года N 107-ЗРХ утратил силу Закон Республики Хакасия от 19 октября 2009 года N 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет".
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 года N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 4 ст. 4 указанного закона, договоры найма жилого помещения специализированного жилищного фонда заключаются сроком на пять лет, и являются основанием для вселения граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, в предоставленные жилые помещения.
В судебном заседании установлено, что Журавлев Н.В. родился ... , его родителями являлись ФИО8 и ФИО9 (л.д.5).
ФИО10 умерла ... , что подтверждается свидетельством о смерти I-ПВ ... (лд.12), ФИО9 лишен родительских прав.
Постановлениями Мэра г. Абакана от ... , от ... Журавлеву Н.В. назначен опекун (л.д.6, 7).
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что Журавлев Н.В. является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
За ФИО10 права на недвижимое имущество не зарегистрировано, что подтверждается уведомлением Росреестра по РХ от 11 марта 2012 года и справкой ГУП РХ "Управление технической инвентаризации" от 19 ноября 2010 года.
Из материалов дела следует, что постановлением Мэра г. Абакана ... от ... за несовершеннолетним Журавлевым Н.В. закреплено жилое помещение по адресу: ...
В настоящее время нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ... является сестра истца ФИО6 на основании договора социального найма жилого помещения от 09 ноября 2009 года, из которого следует, что жилое помещение состоит из одной комнаты, общая площадь жилого помещения составляет ... кв.м, жилой - ... кв.м.
Согласно копии лицевого счета на жилое помещение по адресу: ... от 21 августа 2012 года, в указанном жилом помещении зарегистрированы: наниматель ФИО6, в качестве членов семьи - ФИО11, 2003 года рождения, ФИО12, 2006 года рождения, ФИО13, Журавлев Н.В. с регистрационного учета снят 11 ноября 1996 года. При этом сын ФИО6 - ФИО12 является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-2011 от ...
Из вышеприведенных законоположений следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть обеспечены жилой площадью не ниже установленных социальных норм, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения.
Как указано выше истец Журавлев Н.В. имеет закрепленное жилое помещение.
Вместе с тем, в соответствии с п.п. 8 п. 4 ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч.ч. 1, 4, 5 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Абаканского городского Совета депутатов от 15 февраля 2005 г. N 126 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Абакане" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 20 кв. метров общей площади жилья для одиноко проживающего человека.
Принимая во внимание, что в жилое помещение, закрепленное за истцом состоит из одной комнаты, площадь которой составляет ... кв.м, кроме истца в квартире проживает ФИО6, ФИО11, ФИО12 является ребенком-инвалидом, пришел к правильному выводу о признании Журавлева Н.В. нуждающимся в обеспечении жилым помещением, поскольку проживание в закрепленном жилом помещении является невозможным.
Вместе с тем, суд не учел, что с 01 января 2013 года вступили в действие изменения в ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ от 21.12.1996, согласно ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, поскольку право на предоставление жилого помещения истцом реализовано не было до дня вступления данного Закона в законную силу, истцу подлежит предоставление благоустроенного специализированного жилого помещения на основании договора найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Журавлев Н.В. являясь лицом из числа детей-сирот, признанный нуждающимся в обеспечении жилым помещением, имеет право на получение жилого помещения специализированного жилого фонда по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.
Решение суда в указанной части подлежит изменению с указанием о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Доводы апеллятора о возникновении права на предоставление жилья Журавлева Н.В., проходящего срочную службу в вооруженных силах, с момента окончания службы, не основаны на обстоятельствах дела и нормах права приведенных выше.
Вышеприведенные нормативные акты связывают возникновение права на предоставление жилья лиц являющихся детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с достижением ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им, в том числе после прохождения военной службы по призыву.
Как видно из дела, Журавлев Н.В. достиг возраста 18 лет, с заявлением о предоставлении жилья по окончанию прохождения военной службы по призыву не обращался.
Разрешая данный спор, суд в своем решении указал, что требуемое жилое помещение должно быть предоставлено за счет средств бюджета Республики Хакасия.
С указанными выводами суда судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
На основании положений Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на неограниченный срок. На осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.
В соответствии со ст.5 вышеприведенного Закона основанием для прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий может быть:
1) взаимное согласие органов местного самоуправления и органа государственной власти Республики Хакасия о необходимости отзыва государственных полномочий;
2) решение органа государственной власти Республики Хакасия на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия о неисполнении, ненадлежащем исполнении или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления;
3) внесение изменений в законодательство Российской Федерации, исключающих из компетенции органов исполнительной власти Республики Хакасия обязанность по осуществлению государственных полномочий.
Решение о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий принимается Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия в соответствии с законодательством Республики Хакасия.
В силу вышеприведенных норм права дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья, непосредственная обязанность по обеспечению жильем возложена на органы местного самоуправления.
Ответчиком не предоставлено доказательств прекращения осуществления им государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указание же в решении источника финансирования исполнения обязательства ставит в зависимость исполнение решения от наличия такого финансирования, тогда как вышеприведенные нормативные акты не связывают реализацию соответствующих социальных гарантий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей с наличием либо отсутствием финансового обеспечения.
Таким образом, указание на предоставление жилого помещения Журавлеву Н.В. за счет средств бюджета Республики Хакасия подлежит исключению из резолютивной части решения.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 30 января 2013 года по настоящему делу изменить, указав о возложении обязанности на администрацию г. Абакана по предоставлению Журавлеву Н.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Исключить из резолютивной части решения указание о предоставлении жилого помещения за счет средств бюджета Республики Хакасия.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Абакана Шестопаловой И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Топоев А.С.
Судьи Ивашина Т.А.
Морозова В.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.