Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Ивашиной Т.А., Морозовой В.Н.,
при секретаре Майнагашевой Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации Алтайского района Пономаренко В.Д. на решение Алтайского районного суда от 27 февраля 2013 года, которым исковые требования прокурора Алтайского района в защиту интересов Рыбьяковой Е.Г. к администрации Алтайский район об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма специализированного жилого помещения удовлетворены.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Пекарского А.А., выразивший согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Алтайского района обратился в суд с иском к администрации Алтайский район об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма специализированного жилого помещения, мотивировал свои требования тем, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и состоящая на очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, с 2010 года имеет право на получение жилья, однако до настоящего времени администрацией Алтайского района жилое помещение не предоставлено.
В судебном заседании прокурор, истец Рыбьякова Е.Г. исковые требования поддержали.
Представитель администрации Алтайского района Тарасова А.В. исковые требования не признала, указывала на отсутствие средств в бюджете на приобретение жилья.
Представители третьих лиц администрации Краснопольского сельсовета, Министерства образования и науки РХ в судебном заседании не присутствовали.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворены.
С решением не согласен глава администрации Алтайского района Пономаренко В.Д..
В апелляционной жалобе просил решение суда отменить, принять новое решение. Просил учесть, что органы местного самоуправления несут ответственность за выполнение государственных полномочий в пределах финансирования, следовательно, в резолютивной части решения суда необходимо указать, что Рыбьякова Е.Г. должна быть обеспечена жилым помещением за счет средств республиканского бюджета. Ссылаясь на ч.3 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указал, что заключение договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда между органом местного самоуправления, который будет являться собственником жилого помещения, и лицом из числа детей-сирот не представляется возможным, поскольку повлечет нарушения федерального законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с принятием Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 года N 107-ЗРХ утратил силу Закон Республики Хакасия от 19 октября 2009 года N 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет".
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 года N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 4 ст. 4 указанного закона, договоры найма жилого помещения специализированного жилищного фонда заключаются сроком на пять лет, и являются основанием для вселения граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, в предоставленные жилые помещения.
В судебном заседании установлено, что Рыбьякова Е.Г. родилась ... , ее родителями являлись ФИО8, ФИО9 (записан со слов матери) (л.д.10, 11).
Решением Алтайского районного суда от ... ФИО8 лишена родительских прав в отношении ребенка Рыбьяковой Е.Г. (л.д.13).
Постановлением администрации муниципального образования Алтайский районе от 05 июля 2007 года Рыбьяковой Е.Г. назначен опекун.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что Рыбьякова Е.Г. является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной регистрационный службы по Республике Хакасия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведений о зарегистрированных правах Рыбьяковой Е.Г., ФИО8 не объекты недвижимого имущества не имеется.
Постановлением администрации Краснопольского сельсовета от 12 апреля 2012 года ... Рыбьякова Е.Г. признана нуждающейся в жилом помещении.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что Рыбьякова Е.Г. являясь лицом из числа детей-сирот, признанный нуждающимся в обеспечении жилым помещением, имеет право на получение жилого помещения специализированного жилого фонда по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.
Доводы апеллятора о том, что требуемое жилое помещение должно быть предоставлено за счет средств бюджета Республики Хакасия, не могут быть приняты во внимание.
На основании положений Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на неограниченный срок. На осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.
В соответствии со ст.5 вышеприведенного Закона основанием для прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий может быть:
1) взаимное согласие органов местного самоуправления и органа государственной власти Республики Хакасия о необходимости отзыва государственных полномочий;
2) решение органа государственной власти Республики Хакасия на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия о неисполнении, ненадлежащем исполнении или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления;
3) внесение изменений в законодательство Российской Федерации, исключающих из компетенции органов исполнительной власти Республики Хакасия обязанность по осуществлению государственных полномочий.
Решение о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий принимается Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия в соответствии с законодательством Республики Хакасия.
В силу вышеприведенных норм права дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья, непосредственная обязанность по обеспечению жильем возложена на органы местного самоуправления.
Ответчиком не предоставлено доказательств прекращения осуществления им государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указание же в решении источника финансирования исполнения обязательства ставит в зависимость исполнение решения от наличия такого финансирования, тогда как вышеприведенные нормативные акты не связывают реализацию соответствующих социальных гарантий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей с наличием либо отсутствием финансового обеспечения.
Не может повлечь отмену состоявшегося решения довод жалобы о том, что заключение договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда между органом местного самоуправления и лицом из числа детей-сирот невозможно, поскольку повлечет нарушения федерального законодательства, является несостоятельным как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно и оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алтайского районного суда от 27 февраля 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы администрации Алтайского района Пономаренко В.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий Топоев А.С.
Судьи Ивашина Т.А.
Морозова В.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.