Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Буров Андрей Иванович, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 4 февраля 2013 года жалобу К.
на решение судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 28 ноября 2012 года и постановление заместителя начальника ТОУ Роспотребнадзора по УР в г.Можге от 26 октября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении коммерческого директора ООО "СЭП "Экосервис-М" К.
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника ТОУ Роспотребнвадзора по УР в г.Можге от 26 октября 2012 года коммерческий директор ООО "СЭП "Экосервис-М" К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа "данные изъяты"
Решением судьи Можгинского районного суда УР от 28 ноября 2012 года указанное постановлениеоставлено без изменения.
В жалобе К. просит отменить вынесенные в отношении него постановление и решение, поскольку в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, в том числе он не является субъектомправонарушения.
В судебном заседании К. на удовлетворении жалобы настаивал.
Представитель административного органа А. полагал жалобу необоснованной.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав пояснения К. и представителя административного органа А., заключение прокурора С. об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, прихожу к выводу о законности постановления должностного лица и решения судьи первой инстанции по следующим основаниям.
Статьей ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Материалами настоящего дела об административном правонарушении установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной Можгинской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами контролирующих органов проверки полигона ТБО г. Можги, расположенного в 2 км севернее от г. Можги, обслуживаемого ООО "СЭП "Экосервис-М", выявлены нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.
В ходе проверки на теле полигона обнаружены очаги возгорания отходов. Площадь возгорания полигона составила приблизительно 30 % от общей площади полигона ТБО. Территория полигона заполняется твердыми бытовыми отходами без ежесуточной промежуточной изоляции, чем нарушены требования п. 5.1. СП 2.1.7.1038-01.
Сортировка и селективный сбор отходов не проводится, что приводит к увеличению объема размещаемых отходов. Перегруженность полигона, не принятие мер по предупреждению самовозгорания ТБО, в т.ч. складирование ТБО совместно с древесными отходами, отсутствие промежуточной изоляции приводят к самовозгоранию ТБО. На момент проверки происходило горение ТБО, чем нарушены требования п. 5.7. СП 2.1.7.1038-01.
Территория хозяйственной зоны ООО "СЭП "Экосервис-М" на свалке ТБО г.Можги не имеет ограждения, чем нарушены требования п.4.2 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".
При осмотре свалки обнаружены мешки с использованными шприцами без изменения их товарного вида, чем нарушены требования п.5.12 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", поскольку захоронение обезвреженных отходов класса Б и В на полигоне допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование и так далее) и невозможности их повторного применения.
Следовательно, ООО "СЭП "Экосервис-М" допустив прием на полигон для уничтожения либо захоронения медицинских шприцов, товарный вид которых изменен не был, нарушило требование п. 8.5 СП 2.1.7.1038-01, что создало угрозу для жизни и здоровья людей и возникновения эпидемий.
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении установлено, что ООО "СЭП "Экосервис-М" не соблюдается порядок обращения с отходами 1-4 классов опасности на полигоне ТБО.
В соответствии с программой производственного контроля ООО "СЭП "Экосервис-М" на 2011-2016, утвержденной директором организации, должен осуществляется производственный контроль с периодичностью 4 раза в год: контроль грунтовых вод на границе СЗЗ по следующим компонентам: аммиак, нитриты, нитраты, гидрокарбонаты, кальций, хлориды, железо, сульфаты, литий ХПК, БПК, органический углерод, РН, магний, кадмий, хром, цианиды, свинец, ртуть, мышьяк, медь, барий, сухой остаток; контроль состояния атмосферного воздуха на полигоне по следующим компонентам: метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол;
контроль атмосферного воздуха на границе СЗЗ полигона (ул. Дзержинского) по следующим компонентам: метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол;
контроль за почвами на границе СЗЗ (ул. Зеленая) по следующим компонентам: нитриты, нитраты, нитраты, гидрокарбонаты, органический углерод, РН, цианид, свинец, ртуть, мышьяк;
контроль за почвами на границе СЗЗ (ул. Дзержинского) по следующим компонентам: нитриты, нитраты, нитраты, гидрокарбонаты, органический углерод, РН, цианид, свинец, ртуть, мышьяк.
ООО "СЭП "Экосервис-М" в полном объеме не осуществляется производственный контроль окружающей среды в соответствии с программой производственного контроля по следующим компонентам:
в части мониторинга атмосферного воздуха на бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол, таким образом, не проводятся в полном объеме исследования состояния воздуха (исследования проводятся только по 4 ингредиентам из программы производственного контроля);
в части мониторинга почв на нитриты, нитраты, гидрокарбонаты, органический углерод, цианид, мышьяк, таким образом, не проводятся в полном объеме исследования состояния почв (исследования проводятся только по 3 ингредиентам из программы производственного контроля);в части мониторинга грунтовых вод на аммиак, нитриты, нитраты, кальций, хлориды, железо, сульфаты, ХПК, БПК, органический углерод, РН, магний, кадмий, свинец, ртуть, мышьяк, медь, сухой остаток, таким образом, не проводятся в полном объеме исследования состояния почв (исследования проводятся только по 5 ингредиентам из программы производственного контроля).
Таким образом, ООО "СЭП "Экосервис-М" в полном объеме не осуществляет мониторинг окружающей среды, предусмотренный утвержденной программой производственного контроля, что является грубым нарушением санитарно- эпидемиологических требований.
Организацией нарушается порядок осуществления и реализации программы производственного контроля.
Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что коммерческий директор ООО "СЭП "Экосервис-М" не предпринял всех необходимых мер по соблюдению законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.
Довод жалобы о том, что объект на котором осуществляет хозяйственную деятельность ООО "СЭП "Экосервис-М" не является полигоном твердых бытовых отходов, а является свалкой отходов в ходе рассмотрения жалобы не подтвердился.
Так, в суд представлена выписка из реестра Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (РОСПИРИДНАДЗОРА) по УР, в соответствии с которой ООО "СЭП "Экосервис-М" осуществляет хозяйственную деятельность по обслуживанию полигона твердых бытовых отходов.
Кроме того, в судебном заседании свидетели Б. и Б., пояснили, что являются работниками Государственной инспекции УР по охране природы и Можгинского территориального отдела Роспотребнадзора по УР, соответственно, и участвовали в качестве специалистов при проведении прокурорской проверки деятельности ООО "СЭП "Экосервис-М". В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, отраженные в справе по проверке. Объект, находящийся в ведении ООО "СЭП "Экосервис-М" является полигоном твердых бытовых отходов, исходя из того, что сооружение предназначено для специальной цели, имеет необходимые площадки для складирования мусора, технику для работ по обслуживанию, юрлицо, получая лицензию представило сведения об объекта как полигоне ТБО, в противном случае лицензия не была бы получена.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с объяснениями К., записью в трудовой книжке на имя К., последний принят на работу в ООО "СЭП "Экосервис-М" коммерческим директором.
Согласно объяснениям К., справке директора ООО "СЭП "Экосервис-М" от ДД.ММ.ГГГГ, К., занимая должность коммерческого директора, исполнял должностные полномочия, определенные должностной инструкцией заместителя директора по коммерческим вопросам.
Из должностной инструкции заместителя директора по коммерческим вопросам, утвержденной директором ООО "СЭП "Экосервис-М" ДД.ММ.ГГГГ, следует, что заместитель директора по коммерческим наделен организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями.
Согласно Приказу директора ООО "СЭП "Экосервис-М" от ДД.ММ.ГГГГ N коммерческий директор К. назначен ответственным за санитарно-эпидемиологическое состояние полигона ТБО.
В соответствии с Приказом директора ООО "СЭП "Экосервис-М" от ДД.ММ.ГГГГ N, коммерческий директор К. назначен ответственным лицом по обращению с опасными отходами.
Из трудовых договоров с разнорабочими на полигоне ТБО ООО "СЭП "Экосервис-М", водителямина полигоне ТБО ООО "СЭП "Экосервис-М", трактористамина полигоне ТБО ООО "СЭП "Экосервис-М", главного бухгалтера на полигоне ТБО ООО "СЭП "Экосервис-М" следует, что перечисленные работники находятся в непосредственном подчинении у коммерческого директора.
Таким образом, анализ представленных письменных доказательств позволяет сделать вывод о том, что коммерческий директор ООО "СЭП "Экосервис-М" К. наделенорганизационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, в том числе в сфере организации соблюдения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства на полигоне ТБО, находящемся в ведении ООО "СЭП "Экосервис-М", ненадлежащее исполнение которых привело к нарушению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами при обстоятельствах, изложенных выше.
При установленных обстоятельствах должностное лицо ТОУ Роспотребнадзора по УР в г.Можге пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии коммерческого директора ООО "СЭП "Экосервис-М" К. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, а судья районного суда оставил постановлениебез изменения.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника ТОУ Роспотребнадзора по УР в г.Можге от 26 октября 2012 года и решение судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 28 ноября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении К. оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно и пересмотру в порядке ст. 30.9 - 30.10 КоАП РФ не подлежит.
Судья А.И. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.