заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев надзорную жалобу администрации муниципального образования " "данные изъяты"" на постановление мирового судьи судебного участка Дебесского района Удмуртской Республики от 2 июля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении администрации МО " "данные изъяты"",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка Дебесского района Удмуртской Республики от 2 июля 2012 года администрация муниципального образования " "данные изъяты"" привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В порядке ст.ст.30.1 -30.3 КоАП РФ не обжаловано.
В надзорной жалобе, поступившей в Верховный Суд Удмуртской Республики 25 января 2013 года, глава МО " "данные изъяты" К ... ставит вопрос об отмене судебного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на отсутствие состава вмененного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов надзорной жалобы свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет назначение административного наказания.
Из представленных материалов усматривается, что 30 мая 2011 года государственным инспектором Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике администрации МО " "данные изъяты"" выдано предписание N, согласно которому в срок до 15 мая 2012 года она обязана привести в пригодное для сельскохозяйственного использования состояние земельные участки, расположенные: 1) "данные изъяты" (л.д. 22).
7 июня 2012 года в отношении администрации МО " "данные изъяты"" проведена проверка исполнения предписания, в ходе которой выявлено, что данное предписание в установленный срок администрацией МО " "данные изъяты" не выполнено.
В этот же день по факту невыполнения предписания государственного инспектора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике от 30 мая 2011 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (л.д. 2).
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья исходил из положений п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 313-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", согласно которому организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения. При этом указал, что поскольку земельные участки, перечисленные в предписании государственного инспектора Россельхознадзора от 30 мая 2011 года, находятся в границах территории муниципального образования, то администрация МО " "данные изъяты"" является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
С таким выводом мирового судьи согласиться нельзя.
Из буквального толкования диспозиции ч.1 ст.19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства.
Учитывая диспозицию ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, обстоятельствами, подлежащими выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, является законность предписания, выданного органом государственного надзора (контроля), а также факт невыполнения предписания в установленный срок. Законность предписания означает, что оно должно быть выдано компетентным органом в установленном законом порядке, без нарушений прав проверяемых субъектов.
Из представленного в материалах дела письма Дебесского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике от 7 сентября 2011 года усматривается, что 4 земельных участка, обозначенных государственным инспектором Россельхознадзора в предписании от 30 мая 2011 года, находятся в государственной собственности, а один - в общей долевой собственности собственников земельных долей (л.д. 10).
Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Следовательно, право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к компетенции органов местного самоуправления муниципального района, а не поселения. Из изложенного следует, что каких-либо юридически закрепленных прав у администрации МО "Нижнепыхтинское" на владение, пользование либо распоряжение данными земельными участками не имеется.
В соответствии с положениями ст.13 Земельного кодекса РФ именно собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по надлежащему содержанию охраны земель, в том числе по защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения и рекультивации нарушенных земель.
Из изложенного следует, что обязанность проведения мероприятий по ликвидации свалок твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения, а также негативных последствий этого, может быть возложена лишь на лиц, перечисленных в вышеприведенной норме закона, каковым в данном случае администрация МО " "данные изъяты" не является. Следовательно, требования к администрации МО " "данные изъяты"", изложенные в предписании государственного инспектора от 30 мая 2011 года, являются необоснованными, а само предписание - незаконным.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка Дебесского района Удмуртской Республики от 2 июля 2012 года, вынесенное в отношении администрации МО " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Надзорную жалобу администрации МО " "данные изъяты"" удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка Дебесского района Удмуртской Республики от 2 июля 2012 года, вынесенное в отношении администрации муниципального образования " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, отменить, производство по делу - прекратить.
Первый зам. Председателя Верховного Суда
Удмуртской Республики А.В. Емельянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.