Постановление Верховного Суда Удмуртской Республики от 08 февраля 2013 г.
(Извлечение)
заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев жалобу Чиркова А.В.
на постановление первого заместителя Министра торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики от 17 мая 2012 года и решение судьи Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 21 августа 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" Чиркова А.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением первого заместителя Министра торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики от 17 мая 2012 года "данные изъяты" Чирков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 21 августа 2012 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба Чиркова А.В. - без удовлетворения.
Чирков А.В., не согласившись с принятым по делу постановлением и решением, оспорил их, подав жалобу в суд надзорной инстанции, в которой просит постановление и решение по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.
В качестве основания для отмены постановления и решения Чирков А.В. указывает, что в своей деятельности он руководствуется муниципальными правовыми актами, а именно Порядком обеспечения детей путевками в оздоровительные лагеря с дневным пребыванием, загородные детские оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, утвержденного постановлением Администрации Муниципального образования "Балезинский район" от 29 марта 2011 года N331, нарушение положений которого им допущено не было. Поэтому его действия не образуют состав административного правонарушения, и он не может быть привлечен к административной ответственности. В соответствии с указанным Порядком организация оздоровления и отдыха детей в загородных лагерях осуществляется не только за счет средств бюджета Удмуртской Республики, но и за счет родителей (законных представителей) детей, в связи с чем размещение заказа на оказание услуг по оздоровлению и отдыху детей является невозможным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, поступившие в адрес Верховного Суда Удмуртской Республики 16 января 2013 года, доводы жалобы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ административным правонарушением признается принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, для квалификации действий лица по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ необходимо установить факт принятия решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Субъектом административного правонарушения по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ, в силу буквального толкования данной нормы, является должностное лицо.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Чирков А.В., являясь "данные изъяты", во "данные изъяты" квартале "данные изъяты" года разместил заказы на услуги по оздоровлению и отдыху детей на общую сумму свыше 100 000 рублей у единственного исполнителя ( "данные изъяты") посредством заключения следующих гражданско-правовых договоров: "данные изъяты", итого на общую сумму 313 944 рубля.
На момент заключения указанных договоров Чирков А.В. являлся "данные изъяты", то есть должностным лицом органа местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
Указанные обстоятельства установлены при рассмотрении дела об административном правонарушении и следует из материалов истребованного дела.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N94-ФЗ).
Для удовлетворения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд заказчики размещают заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (часть 1 статьи 4 Федерального закона N94-ФЗ).
При этом, в соответствии со статьей 10 Федерального закона N94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:
- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при котором заказчик предлагает заключить контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику), осуществляется заказчиком только в случаях, определенных в части 2 статьи 55 Федерального закона N94-ФЗ.
Одним из случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) является осуществление поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами (пункт 14 части 2 статьи 55 Федерального закона N94-ФЗ).
По итогам размещения таких заказов помимо государственных или муниципальных контрактов могут быть заключены иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом РФ (часть 1 статьи 55, пункт 14 части 2 статьи 55 Федерального закона N94-ФЗ).
Указанием Центрального Банка РФ от 20 июня 2007 года N1843-У (в редакции Указания Центрального Банка РФ от 28 апреля 2008 года N2003-У) предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами составляет 100 000 рублей.
Должностное лицо Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, установив, что "данные изъяты" в течение "данные изъяты" квартала "данные изъяты" года размещены заказы у единственного исполнителя на оказание одноименных услуг на сумму 313 944 рубля, то есть сумму, превышающую предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, правомерно и на основе всесторонне исследованных материалов дела пришел к выводу о принятии Чирковым А.В., как должностным лицом, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов на оказание услуг для нужд заказчиков, решения о способе размещения заказа на оказание услуг с нарушением требований, установленных пунктом 14 части 2 статьи 55 Федерального закона N94-ФЗ. Квалификация действий заявителя по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ является верной.
Доводы жалобы в порядке надзора о том, что положения Федерального закона N94-ФЗ в данном случае применены быть не могут, поскольку отношения по организации оздоровления и отдыха детей регулируются Порядком, утвержденным постановлением Администрации Муниципального образования "Балезинский район" от 29 марта 2011 года N331, а финансирование расходов по организации оздоровления и отдыха детей в загородных лагерях осуществляется не только за счет средств бюджета, признаются несостоятельными.
Так, Федеральный закон N94-ФЗ применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры (часть 2 статьи 1 Федерального закона N94-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков (часть 2 статьи 3 Федерального закона N94-ФЗ).
В силу статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.
В целях организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей и подростков в Удмуртской Республике в 2011 году Правительством Удмуртской Республики 14 февраля 2011 года принято соответствующее постановление N33, которым предписано организовать оздоровление и отдых детей, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях Удмуртской Республики (пункт 1); органам местного самоуправления в Удмуртской Республике рекомендовано при оплате путевок для детей в организации отдыха и оздоровления исходить из средней стоимости путевки на содержание ребенка, оплаты стоимости набора продуктов питания (пункт 5).
Порядком, утвержденным постановлением Администрации Муниципального образования "Балезинский район" от 29 марта 2011 года N331, предусмотрено, что организация оздоровления и отдыха детей осуществляется, в том числе, за счет средств бюджета Удмуртской Республики, средств бюджета муниципального образования "Балезинский район", а также за счет средств внебюджетных и иных источников.
Учитывая изложенное, организация отдыха и оздоровления детей является нуждами субъекта Российской Федерации и муниципальными нуждами, поэтому размещение заказов на оказание услуг для этих нужд должно осуществляться в точном соответствии с положениями Федерального закона N94-ФЗ (статья 1).
Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судьей были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление и решение, доказаны.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
Постановление о привлечении "данные изъяты" Чиркова А.В., как должностного лица, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, вынесено первым заместителем Министра торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы судом надзорной инстанции выносится постановление об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалобы без изменения, а жалобы, рассмотренной в порядке надзора, без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление первого заместителя Министра торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики от 17 мая 2012 года и решение судьи Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 21 августа 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" Чиркова А.В. оставить без изменения, жалобу Чиркова А.В. - без удовлетворения.
Первый заместитель Председателя
Верховного Суда Удмуртской Республики - А.В. Емельянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.