Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Мельниковой Г.Ю.,
судей Сентяковой Н.Н., Петровой Л.С.,
с участием прокурора Борзенковой Т.А.,
при секретаре Зеленцовой Н.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 04 марта 2013 года дело по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики на решение Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 30 октября 2012 года, которым исковые требования прокурора Кизнерского района, действующего в интересах несовершеннолетнего Л., к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики о понуждении к обеспечению техническим средством реабилитации удовлетворено.
На Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики возложена обязанность обеспечить воспитанника муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья II вида: "Образовательная школа-интернат г. Сарапула Удмуртской республики" Л. техническим средством реабилитации: речевым процессором.
Взыскана с Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики госпошлина в размере 4 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Сентяковой Н.Н., представителя ответчика В. действующую по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика З., действующую по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, поддержавших доводы апелляционной жалобы, Леонтьеву Л.Л. и прокурора, возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кизнерского района Удмуртской Республики (далее по тексту - прокурор), действующий в интересах несовершеннолетнего Л., обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики (далее по тексту - ответчик, Министерство) о понуждении к обеспечению техническим средством реабилитации.
Требования мотивировал тем, что несовершеннолетний Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом. Согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида несовершеннолетнему необходимо техническое средство реабилитации: речевой процессор. В 2011 году законный представитель несовершеннолетнего Л. обратился с заявлением о выдаче технического средства реабилитации (эндопротез кохлеарных имплантантов) в ФСС. 16 декабря 2011 года было получено уведомление о том, что Л. состоит на учете в региональном отделении ФСС РФ по УР по обеспечению техническими средствами реабилитации: эндопротез кохлеарных имплантатов. Аналогичное уведомление было получено 14 февраля 2012 года из отдела социальной защиты населения в Кизнерском районе Минсоцзащиты УР. По мнению прокурора, бездействие ответчика, не обеспечившего несовершеннолетнего ребенка-инвалида указанными техническими средствами реабилитации, не позволяет пройти необходимую комплексную реабилитацию, нарушает его права на социальную адаптацию и на социальную защиту.
В связи с чем, прокурор просил обязать ответчика обеспечить воспитанника муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья II вида: "Образовательная школа-интернат г. Сарапула Удмуртской республики" Л. техническим средством реабилитации: эндопротезом кохлеарных имплантантов.
В судебном заседании представитель прокуратуры уточнил исковые требования. Просил обязать ответчика обеспечить Л. техническим средством реабилитации: речевым процессором.
Законный представитель несовершеннолетнего исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика исковые требования не признали.
Представители третьих лиц МКСУ "Общеобразовательная школа-интернат г.Сарапула УР", Министерства здравоохранения УР, Министерства финансов УР в суд не явились, о времени, месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворения иска, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что п. 9 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 декабря 2011 года N 1666 н, установлен срок пользования и замены кохлеарного имплантанта. В данном документе отсутствует срок пользования и порядок замены некачественного речевого процессора, за счет денежных средств, выделенных на обеспечение техническими средствами реабилитации. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляет территориальный орган Министерства по мету жительства инвалида, поэтому на Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики не может быть возложена обязанность обеспечить ребенка-инвалида речевым процессором. Кроме того, в жалобе указано, что взыскивая с Министерства государственную пошлину, суд не учел, п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, которым ответчик освобожден от уплаты госпошлины.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В статье 11.1 указанного Федерального закона определено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Государством в силу ст. 10 названного Федерального закона инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347 утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В данном перечне указаны следующие реабилитационные меры: протезирование, технические средства реабилитации - эндопротезы, а также предоставление услуг по ремонту указанных технических средств реабилитации.
Пунктом 9 Правил "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены", утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 декабря 2011 года N 1666н, кохлеарный имплантант назван в числе протезов, эндопротезов и ортезов.
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008года N 240.
Согласно пунктам 3, 4 Правил обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия); оказания услуг по ремонту или замена ранее предоставленного технического средства (изделия); выплаты компенсации расходов на указанные мероприятия на основании заявления заинтересованного лица.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, согласно пункту 2 Правил осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Во исполнение статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ Nн утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, который обучается в учреждении для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья II вида: "Общеобразовательная школа- интернат г.Сарапула Удмуртской Республики".
Согласно индивидуальной программе в 2008 году Л. за счет федерального бюджета проведена операция по установке технического средства реабилитации: кохлеарного имплантанта. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации установлен с 16 декабря 2011 года по 01 января 2013 года.
В соответствии с заключением сервисной службы о состоянии речевого процессора, выполненного "Исток Аудио Трейдинг" N от ДД.ММ.ГГГГ, данный речевой процессор не подлежит ремонту. Леонтьевой Л.Л. было рекомендовано заменить речевой процессор на новый.
Как следует из материалов дела, в 2011 году мать Л. - Леонтьева Л.Л. обратилась с заявлением в ФСС о замене речевого процессора.
Уведомлением от 16 декабря 2011 года Л. постановлен на учет в региональное отделение ФСС РФ по УР по обеспечению техническими средствами реабилитации: эндопротез кохлеарных имплантантов.
Уведомлением от 14 февраля 2012 года N10 Леонтьева Л.Л. поставлена на учет в отдел социальной защиты населения в Кизнерском районе Минсоцзащиты Удмуртской Республики для обеспечения ребенка инвалида речевым процессором.
05 мая 2012 года в адрес Министерства социальной защиты УР из Министерства Здравоохранения и социального развития РФ направлено письмо о решении вопроса об оказании финансовой помощи по оплате расходов на замену внешней части кохлеарного имплантанта.
Судебная коллегия отмечает, что из материалов дела усматривается, что речевой процессор, который подлежит замене на новый, является составной частью установленного несовершеннолетнему ребенку-инвалиду средства реабилитации. Учитывая, что без замены внешней части кохлеарного имплантанта (речевого процессора), вышедшей из строя, его работа невозможна, то замену данного элемента следует рассматривать как ремонт этого средства, т.е. услугу предусмотренную Правилами, оказание которой гарантировано государством.
Поскольку функционирование кохлеарного имплантанта без замены вышедшего из строя речевого процессора невозможно, то и реабилитация ребенка-инвалида невозможна, в связи с чем теряют смысл проведенные ранее реабилитационные мероприятия. Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о возложении на ответчика обязанности обеспечить Л. техническим средством реабилитации: речевым процессором.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, так как они соответствует представленным по делу доказательствам и требованиям действующего законодательства.
Утверждение в жалобе о том, что обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляет территориальный орган Министерства по месту жительства инвалида, поэтому на Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики не может быть возложена обязанность обеспечить ребенка-инвалида речевым процессором, не может повлечь отмену решения суда, так как постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 марта 2012 года N 81 "Об организации осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству Удмуртской Республики" Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики переданы полномочия по проведению реабилитационных мероприятий.
Факт передачи полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации территориальному органу не освобождает Министерство от соответствующей обязанности, возникшей в связи с принятием Правительством Удмуртской Республики постановления от 12 марта 2012 года N 81.
Иные доводы по существу направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Удовлетворением исковых требований прокурора, права Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, а также государственные интересы не нарушены, так как в силу ст.18 Конституции РФ именно права человека и гражданина, определяют смысл, содержание и применение закона.
При разрешении спора, суд взыскал с Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики госпошлину в размере 4000 рублей.
Между тем, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.
Согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2001 года N 1350 "О Министерстве социальной защиты населения Удмуртской Республики" Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, проводящим государственную политику в области социальной защиты населения, а также по нормативно-правовому регулированию по вопросам в соответствии со своими функциями и видами деятельности.
Таким образом, Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики освобождено от уплаты государственной пошлины как государственный орган Российской Федерации, и не может быть отнесено к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины, на него как на государственный орган в полной мере распространяется установленная подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ льгота по уплате государственной пошлины.
При таких обстоятельствах судебная коллегия в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, признает обжалуемое решение в той части, в которой с Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики взыскана государственная пошлина в размере 4000 рублей, подлежащим отмене.
Кроме этого, исходя из фактических обстоятельств дела, в целях исполнения судебного акта, судебная коллегия считает необходимым установить ответчику срок для совершения действий по обеспечению Л. техническим средством реабилитации: речевым процессором до 01 июня 2013 года.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 30 октября 2012 года в части взыскания с Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики госпошлины в размере 4 000 рублей отменить.
Дополнить резолютивную часть решения указанием на срок исполнения данного решения суда - до 01 июня 2013 года.
В остальной части то же решение оставить без изменения
Апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики удовлетворить частично.
Председательствующий: Мельникова Г.Ю
Судьи Сентякова Н.Н.
Петрова Л.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.