Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Гулящих А.В.,
при секретаре Шибановой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 04 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе КНИ на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 08 ноября 2012 года, которым
исковые требования КНИ к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "данные изъяты" и "данные изъяты" районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения КНИ, поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждении) в "данные изъяты" и "данные изъяты" районе Удмуртской Республики РСВ, полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
КНИ обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в "данные изъяты" и "данные изъяты" районе Удмуртской Республики (далее - Управление) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указал, что решением Управления N от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании пп.7 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"), поскольку данной нормой не предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста пропорционально отработанному стажу на соответствующих видах работ, поскольку его специальный стаж составляет 7 лет 9 месяцев 18 дней вместо требуемых 12 лет 6 месяцев. При этом ответчиком в стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включены периоды работы: вальщиком леса в "данные изъяты" лесопункте "данные изъяты" лесокомбината с 21.11.1988г. по 30.09.1990г., машинистом трелевочной машины в "данные изъяты" лесопункте "данные изъяты" лесокомбината с 01.10.1990г. по 03.10.1993г. и с 31.01.1994г. по 08.11.1994г., вальщиком леса в ОАО " "данные изъяты"" с 05.12.1994г. по 31.01.1997г. Поскольку его стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил 7 лет 9 месяцев 18 дней, полагает, что в силу ч.3 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" он имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением возраста, предусмотренного ст.7 данного ФЗ, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы. Поэтому истец просил признать незаконным решение Управления N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии, обязать ответчика назначить трудовую пенсию по старости со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании КНИ исковые требования уточнил, просил обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты вынесения решения об отказе в установлении пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ На удовлетворении данных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Управления ГАА исковые требования не признала, ссылаясь на правомерность отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия у истца требуемого специального стажа.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе КНИ просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска. Приводит доводы о неправильном применении судом норм пенсионного законодательства. Указывает на возможность оценки его пенсионных прав в соответствии с подпунктами 2 и 7 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Указывает на возможность применения к периодам его работы до 01.01.1992г. Списка N2, утвержденного постановлением СМ СССР от 22.08.1956г. Приводит доводы о наличии у него права на досрочную пенсию ввиду наличия на ДД.ММ.ГГГГ не менее половины требуемого специального стажа.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.
Поводом для обращения истца в суд послужил отказ ответчика в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.7 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях".
Как усматривается из материалов дела, истец работал: с 21.11.1988г. по 30.09.1990г. - вальщиком леса в "данные изъяты" лесопункте "данные изъяты" лесокомбината, с 01.10.1990г. по 03.10.1993г. и с 31.01.1994г. по 08.11.1994г. - машинистом трелевочной машины в "данные изъяты" лесопункте "данные изъяты" лесокомбината, с 05.12.1994г. по 31.01.1997г. - вальщиком леса в ОАО " "данные изъяты"".
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ", определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в статье 7 закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) и предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В соответствии пп.7 ч.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 названного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
КНИ ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.7 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Решением Управления N от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные периоды его работы включены в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.7 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", который по подсчётам ответчика на ДД.ММ.ГГГГ составил 7 лет 9 месяцев 18 дней. В связи с тем, что специальный стаж истца составил менее установленных 12 лет 6 месяцев, в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему отказано.
Не оспаривая продолжительность специального стажа, принятого ответчиком для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, истцом вышеуказанное решение обжаловано в части отказа Управления в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного ст.7 ФЗ "О трудовых пенсиях", по правилам п.3 ст.27 указанного закона.
Суд признал отказ ответчика в назначении досрочной пенсии истцу обоснованным.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается.
Предусмотренные п.п.7 п.1 ст.27 ФЗ О трудовых пенсиях в РФ" основания для досрочного назначения трудовой пенсии мужчинам по достижении возраста 55 лет, при наличии стажа работы не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования и страхового стажа не менее 25, не предусматривают возможность назначения указанной пенсии с уменьшением возраста, т.е. в порядке, предусмотренном абз. 2 п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при наличии не менее половины требуемого специального стажа. Как правомерно указал суд, положения абз.2 п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не применимы при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.7 п.1 ст.27 данного Федерального закона.
Доводы истца со ссылкой на п.3 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" о наличии у него как отработавшего на соответствующих видах работ не менее половины установленного пп.7 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях" срока и имеющего требуемую продолжительность страхового стажа, права на досрочную трудовую пенсию с уменьшением возраста 60 лет (ст.7 ФЗ "О трудовых пенсиях") на 1 год за каждые полные 2 года 6 месяцев такой работы, судебной коллегией отклоняется, как основанные на неправильном толковании этой нормы закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи, после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день вступления указанного Федерального закона в силу у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа на соответствующих видах работ, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости. При соблюдении указанных условий застрахованным лицам устанавливается трудовая пенсия по старости в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после дня вступления в силу указанного Федерального закона, устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим Федеральным законом.
С учетом изложенного, условием для назначения профессиональной пенсии является вступление в силу специального федерального закона о профессиональных пенсионных системах, которое законодателем по настоящее время не принято, что лишает правоприменительные органы, к каковым относится суд, руководствоваться в сложившейся правовой ситуации положениями пункта 3 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Более того, положения п.3 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не предусматривают в отношении лиц, которые выработали на момент вступления в силу указанного Федерального закона ( ДД.ММ.ГГГГ) не менее половины стажа на соответствующих видах работ, возможность назначения досрочной трудовой пенсии на иных условиях, чем предусмотрено п.1 ст.27 данного ФЗ. Поэтому назначение истцу пенсии в соответствии с п.п.7 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при отсутствии требуемого специального стажа продолжительностью 12 лет 6 месяцев невозможно, поскольку назначение досрочной пенсии по указанному основанию с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, т.е. пропорционально отработанному стажу на соответствующих видах работ, законом не предусмотрено.
Также в подтверждение своего права на досрочное назначение трудовой пенсии истец приводит доводы о возможности оценки его пенсионных прав с применением "Списка производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. N1173 (далее - Список N2 от 1956г.), действовавшего до 01.01.1992г.
Эти доводы истца является обоснованными, однако они не влияют на правильность вывода суда об отсутствии истца право на досрочное пенсионного прав и в рамках ранее действовавшего пенсионного законодательства.
Так, в соответствии с пп. "б" п.1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. N 10 (далее - Список N2 от 1991г.)
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N2 от 1956г. (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N2 от 1991г.
В разделе ХХII "Лесозаготовки" подраздел а) "Рабочие" Списка N2 от 1956г. была предусмотрена должность "машинист трелевочных машин и лебедок".
Поэтому часть периода работы истца в должности машиниста трелевочной машины в "данные изъяты" лесопункте "данные изъяты" лесокомбината с 01.10.1990г. по 31.12.1991г. (1 год 3 месяца) возможно зачесть в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" как работу с тяжелыми условиями труда с применением Списка N2 от 1956г., действовавшего до 01.01.1992г. Вместе с тем, наличие у истца указанного стажа работы с тяжелыми условиями труда не позволяет назначить пенсию в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" ввиду отсутствия у истца требуемого стажа на соответствующих видах работ 12 лет 6 месяцев и несоблюдения предусмотренных абз.2 п.п.2 п.1 ст.27 данного ФЗ условий для назначения пенсии с уменьшением возраста пропорционально отработанному стажу на соответствующих видах работ.
При этом периоды работы истца после 01.01.1992г. в должности машиниста трелевочной машины "данные изъяты" лесопункта "данные изъяты" лесокомбината и вальщика леса в ОАО "данные изъяты" не могут быть включены в стаж для досрочного назначения пенсии в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", поскольку с принятием Закона РФ от 20.11.1990г. N340-1 "О государственных пенсиях в РФ" указанные должности не вошли в Список N2 от 1991г., подлежащий применению с 01.01.1992г. Пунктом "ж" ст.12 данного Закон РФ N340-1 рабочие и мастера, непосредственно занятые на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования были выделены в самостоятельную льготную категорию, в отношении которой законодатель не предусмотрел возможность досрочного назначения пенсии с уменьшением пенсионного возраста. Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" аналогичные основания досрочного назначения пенсии указанной категории лица были предусмотрены в п.п.7 п.1 ст.27 данного ФЗ.
Доводы истца о возможности суммирования указанных периодов работы до 01.01.1992г., предусмотренных Списком N2 от 1956г., с другими включенными ответчиком в специальный стаж периодами работы, предусмотренными п.п.7 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", для досрочного назначения ему пенсии в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 данного ФЗ, также основаны на неверном применении норм действующего пенсионного законодательства, поскольку в соответствии с п.3 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N516 (далее - Правила от 11.07.2002г.), суммирование периодов работ, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 данных Правил от 11.07.2002г. (работ с тяжелыми условиями труда по Списку N2) путем прибавления к ним периодов работ, указанных в подпункте 7 пункта 2 этих Правил от 11.07.2002г. (работа в качестве рабочих и мастеров в том числе старших, непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования) возможно лишь при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем 1 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Ф "О трудовых пенсиях в РФ", предусматривающем назначение досрочной пенсии только при полном специальном стаже продолжительностью не менее 12 лет и 6 месяцев. Возможность суммирования указанных периодов работ для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем 2 пункта 2 пункта 1 статья 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", т.е. с уменьшением возраста пропорционально отработанному стажу на соответствующих видах работ, Правилами от 11.07.2002г. не предусмотрена.
Совокупность изложенного свидетельствует об отсутствии у истца права на досрочную пенсии в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Доводы жалобы истца в это части основаны на неверном толковании и применении норм пенсионного законодательства, в силу чего отклоняются коллегией как необоснованные.
Таким образом, решение постановлено с правильным применением норм материального и процессуального права. Доводы жалобы истца повторяют его позицию при разрешении спора по существу. Все они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в решении суда им дана надлежащая оценка. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы коллегия не находит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 08 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу КНИ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.