Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Гулящих А.В.,
при секретаре Шибановой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 28 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "данные изъяты" районе Удмуртской Республики на решение Увинского районного суда Удмуртской Республики от 19 ноября 2012 года, которым
исковые требования ЛТА к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в "данные изъяты" районе Удмуртской Республики о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в "данные изъяты" районе Удмуртской Республики об отказе в перерасчете трудовой пенсии по старости с учетом заработка по косвенному документу и возложении обязанности произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости исходя из заработной платы за период с января 1979 года по декабрь 1979 года, указанной в комсомольском билете удовлетворены частично.
Признан незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в "данные изъяты" районе Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете трудовой пенсии по старости ЛТА с учетом заработка по косвенному документу.
На Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в "данные изъяты" районе Удмуртской Республики возложена обязанность произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости ЛТА исходя из заработной платы, указанной в комсомольском билете Л (до брака Б) ТА N, за январь 1979 года в размере 114 руб., за февраль 1979 года - 153 руб., за март 1979 года - 210 руб., за апрель 1979 года - 191 руб., за май 1979 года - 170 руб., за июнь 1979 года - 220 руб., за июль 1979 года - 165 руб., за август 1979 года - 264 руб., за сентябрь 1979 года - 149 руб., за октябрь 1979 года - 207 руб. с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковых требований ЛТА отказано.
Взысканы в пользу ЛТА с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "данные изъяты" районе Удмуртской Республики судебные расходы в сумме 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения ЛТА, полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ЛТА обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в "данные изъяты" районе Удмуртской Республики (далее - Управление) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указала, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). При установлении пенсии Управлением была учтена ее заработная плата за период с июля 1974 года по декабрь 1978 года на основании Архивной выписки N от ДД.ММ.ГГГГ 28.08.2012г. она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости на основании среднемесячного заработка за 1975-1979 годы, поскольку это более выгодный для неё вариант расчёта пенсии. Решением Управления N от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете пенсии ей было отказано по причине отсутствия справки о заработной плате за 1979 год. Отказ в перерасчете пенсии считает незаконным, поскольку в период с 19.07.1974г. по 06.04.1980г. она работала пекарем на "данные изъяты", что отражено в трудовой книжке, однако какие-либо документы о начислении и выдаче заработной платы за 1979 год не сохранились, что подтверждают соответствующие архивные справки. "данные изъяты" признан банкротом много лет назад, правопреемника нет. Вместе с тем, размер её заработной платы в 1979 году косвенно подтверждают сведения о ее заработке и уплаченных взносах, содержащиеся в комсомольском и профсоюзном билете. Поэтому с учетом указанных сведений профсоюзного и комсомольского билета истец просила установить факт получения ею среднемесячной заработной платы за время работы в должности пекаря в "данные изъяты": за январь 1979 года в размере 114 руб., за февраль 1979 года - 153 руб., за март 1979 года - 210 руб., за апрель 1979 года - 191 руб., за май 1979 года -170 руб., за июнь 1979 года - 220 руб., за июль 1979 года - 165 руб., за август 1979 года - 264 руб., за сентябрь 1979 года - 149 руб., за октябрь 1979 года - 207 руб., за ноябрь 1979 года - 180 руб., за декабрь 1979 года - 203 руб.; отменить решение Управления N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчёте пенсии, обязать ответчика произвести с 28.08.2012г. перерасчёт размера её трудовой пенсии по старости, исходя из указанной заработной платы за период с января по декабрь 1979 года.
В судебном заседании ЛТА исковые требования уточнила, просила признать незаконным решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчёте пенсии обязать Управление произвести перерасчёт размера её трудовой пенсии по старости с 28.08.2012г., исходя из размера заработной платы, указанной в комсомольском билете N за период с января по декабрь 1979 года. В обоснование данных требований ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель Управления ШТВ исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для перерасчета назначенной истцу трудовой пенсии с учетом сведений о заработке и уплаченных взносах за 1979г., содержащихся в комсомольском билете.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске. Приводит доводы о неправильном применении судом норм материального права и недоказанности установленных судом юридически значимых обстоятельств. Указывает, что при наличии подтверждённых справкой о заработной плате за период с июля 1974 года по декабрь 1978 года сведений о среднемесячном заработке истицы, осуществить перерасчёт на основании косвенных документов (копий профсоюзного и комсомольского билетов за 1978-1980 г.г.) невозможно ввиду отсутствия правовых оснований для этого. Указывает на несоответствие по иным периодам работы истца сумм заработной платы, указанных в комсомольском билете и в архивной справке.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене
Как следует из материалов дела, ЛТА является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ При назначении пенсии ее размер определен из среднемесячной заработной платы за период ее работы пекарем в "данные изъяты" с 01.07.1974г. по 31.12.1978г.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Управление с заявлением о перерасчете размера назначенной ей трудовой пенсии по старости с учетом ее заработка с января по декабрь 1979 года на "данные изъяты", в подтверждение которого представила профсоюзный и комсомольский билеты. Указала на невозможность представить сведения о ее заработной плате за данный период, поскольку первичные документы о заработной плате рабочих и служащих "данные изъяты" за 1979г. на хранение в архив не поступали, что подтверждается архивной выпиской архивного отдела Администрации "данные изъяты" района Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.8) и письмом Государственного казённого учреждения "Центральный государственный архив Удмуртской Республики" от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9). Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ N истцу в перерасчете пенсии отказано со ссылкой на отсутствие правовых оснований.
Требования истца по настоящему делу сводятся к установлению размера заработной платы в соответствии с данными, содержащимися в комсомольским билете, и перерасчете трудовой пении с учетом указанного заработка.
Разрешая спор, суд пришёл к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, установив наличие оснований для перерасчёта назначенной истице трудовой пенсии по старости с учётом заработка, отражённого в её комсомольском билете, за период с января по октябрь 1979 года.
Вместе с тем, эти выводы суда, по мнению коллегии, не соотносятся с представленными доказательствами и основаны на неверном применении норм материального права.
В силу п.2, 4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", расчётный размер трудовой пенсии (в случае выбора застрахованного лица) определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии со ст.30.3 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" лицо имеет право на перерасчёт размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтён при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст.30 указанного Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Согласно ч.3 ст.1 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в целях единообразного применения указанного Закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Право издавать разъяснения Правительство поручило Министерству труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и при необходимости с другими органами исполнительной власти.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ и Федеральной архивной службой России от 27.02.2002 г. N 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Перечень от 27.02.2002 г. N 16/19па).
Пунктом 26 Перечня от 27.02.2002г. N 16/19па определены документы, которыми подтверждается среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Пенсионного фонда РФ N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 г. в случаях утраты первичных документов о заработке работников вследствие чрезвычайных событий, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Совокупный анализ вышеуказанных норм пенсионного законодательства о порядке подтверждения среднемесячного заработка работника при назначении трудовой пенсии позволяет сделать вывод, что при утрате первичных бухгалтерских документов работодателя подтверждение его размера возможно на основании иных документы, косвенно подтверждающих фактический заработок работника на предприятии.
Таким образом, удовлетворение требований истца по настоящему делу возможно лишь при условии, что представленные документы бесспорно и однозначно подтверждают конкретный фактический заработок работника на конкретном предприятии в спорный период, что вытекает из основного принципа пенсионного обеспечения, предполагающего установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его индивидуального трудового стажа и заработка.
В подтверждение размера среднемесячного заработка за 1979г. истец ссылается на сведения о заработке, содержащиеся в ее комсомольском билете.
Вместе с тем, анализ указанных в графе комсомольского билета "Месячный заработок" сведений не позволяет заключить, что они достоверно отражают данные о фактическом заработке истца. Данный вывод вытекает из сопоставления сведений о заработке за иные периоды работы истца на "данные изъяты", содержащиеся в первичных документах работодателя и в представленном комсомольском билете, суммы которых имеют существенные расхождения.
Так, представленная истцом архивная справка (л.д.8) содержит достоверные сведения о фактической заработной плате истца за период с 1974г. по 1978г., поскольку указанные сведения представлены на основании первичных документов работодателя - ведомостей начисления заработной платы и приняты пенсионным органом при назначении трудовой пенсии. При этом большая часть указанных сведений о фактическом заработке истца за период с 1974г. по 1978г. расходится с данными о заработке, отраженными за аналогичный период в графе "месячный заработок" в комсомольском билете. Так, сведения о заработке в комсомольском билете не соответствуют фактическому заработку по первичным документам работодателя за периоды с сентября по ноябрь 1975г., май, июнь, август, сентябрь, октябрь 1976г., с февраля по декабрь 1977г, с января по июль 1978 года. Данные обстоятельства не позволяют считать достоверными и отражающими фактический заработок истца сведения, указанные в представленном комсомольском билете.
Кроме того, обращаясь с данным иском, ЛТА первоначально заявляла требования об установлении среднемесячного заработка за 1979г. и перерасчете суммы размера трудовой пенсии, в том числе, на основании сведений о ее заработке на основании профсоюзного билета. В подтверждение этого представляла копию профсоюзного билета с данными о размере уплаченных взносов и справку Удмуртской Республиканской общественной организации Профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ о размере уплаченных истцом за 1979г. профсоюзных взносов, размер которых соответствует 1% от заработной платы за соответствующий период. Вместе с тем, суммы заработка истца, с которых были уплачены соответствующие указанные в профсоюзном билете взносы в размере 1% от заработка, также не соответствуют суммам заработной платы за 1979г., указанном в графе "месячный заработок" комсомольского билета.
Совокупность изложенного не позволяет сделать вывод о том, что представленный истцом комсомольский билет отражает фактический индивидуальный заработок истца за соответствующий спорный период, что влечет отказ в удовлетворения заявленных требований об установлении факта получения истцом данного заработка и перерасчете его трудовой пенсии.
Потому решение суда как постановленное с ненадлежащей оценкой представленных доказательств и неправильным применением норм материального прав подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске, апелляционная жалоба ответчика подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Увинского районного суда Удмуртской Республики от 19 ноября 2012 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ЛТА об отмене решения Управления Пенсионного фонд РФ (государственное учреждение) в "данные изъяты" районе Удмуртской Республики N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете пенсии, установлении факта получения ЛТА среднемесячной заработной платы за время работы в должности пекаря на "данные изъяты" за период с января по декабрь 1979 года в соответствии с комсомольским билетом, возложении на Управление Пенсионного фонд РФ (государственное учреждение) в "данные изъяты" районе Удмуртской Республики обязанности произвести с 28.08.2012г. перерасчет размера трудовой пенсии по старости ЛТА с учетом данной заработной платы отказать.
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "данные изъяты" районе Удмуртской Республики удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.