Постановление Верховного Суда Удмуртской Республики от 25 апреля 2013 г.
(Извлечение)
заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев жалобу защитника Общества - М.
на постановление судьи Устиновского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 18 октября 2012 года и решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 5 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества,
УСТАНОВИЛ:
12 сентября 2012 года государственным инспектором отдела пограничного ветеринарного контроля на Государственной границе Российской Федерации и транспорте (далее по тексту - должностное лицо) в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Постановлением судьи Устиновского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 18 октября 2012 года Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 5 декабря 2012 года постановление судьи районного суда, вынесенного по делу об административном правонарушении, оставлено без изменения, жалоба защитника Общества - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, решением по результатам рассмотрения жалобы на данное постановление, защитник Общества обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с жалобой в порядке надзора, в которой оспаривает законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалобы на данное постановление.
В качестве основания для отмены постановления и решения заявителем указано, что Общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что является существенным нарушением требований КоАП РФ и влечет безусловную отмену вынесенных по делу судебных актов. Отчет об отправке факса не свидетельствует о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку не позволяет установить какой именно документ был отправлен.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, поступившие в адрес Верховного Суда Удмуртской Республики 29 марта 2013 года, доводы жалобы в порядке надзора, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
Должностным лицом и судьями действия ЗАО "Тандер" квалифицированы по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 10.6 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Часть 2 статьи 10.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных.
Таким образом, для квалификации действий лица по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ необходимо установить следующие обстоятельства: нарушение лицом ветеринарно-санитарных правил; указанное нарушение не должно быть сопряжено с нарушением правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, поскольку это является самостоятельным правонарушением согласно части 2 статьи 10.6 КоАП РФ.
Ветеринарно-санитарные правила установлены, в частности, Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденными Приказом Минсельхоза РФ от 16 ноября 2006 года N422 (далее по тексту - Правила), которые устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являются обязательными для исполнения, в том числе, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, занятыми, в частности, перевозкой продукции животного происхождения.
Ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее по тексту - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации (пункт 1.2 Правил).
К ветеринарным сопроводительным документам в силу пункта 1.3 Правил относятся: ветеринарные свидетельства форм N1, 2, 3 - при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации; ветеринарная справка формы N4 - при перевозке грузов в пределах района (города); ветеринарные сертификаты форм N5a, 5b, 5c, 5d, 5e, 5f, 5g, 5h, 5i, 5j, 5k, 5l - при вывозе грузов с территории Российской Федерации; ветеринарные сертификаты формы N6.1, 6.2 и 6.3 - при перевозке грузов, ввезенных в Российскую Федерацию, по территории Российской Федерации от места таможенного оформления до места назначения, при их переадресовке между субъектами Российской Федерации, а также в иных установленных случаях.
Партии грузов, перечисленных в Приложении N19 к Правилам, к коим относится, в том числе, мясо и мясные продукты, рыба, яйца птицы, в обязательном порядке должны сопровождаться ветеринарными сопроводительными документами (пункт 1.3 Правил).
Из материалов дела об административном правонарушении следует и установлено судьями при рассмотрении дела и жалобы на постановление, что "данные изъяты" года на "данные изъяты"-м километре автомобильной дороги "данные изъяты" Общество на автомобиле "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты", осуществляло перевозку мясной продукции в ассортименте в количестве "данные изъяты" килограмма, рыбных изделий в количестве "данные изъяты" килограмм, яйца пищевого куриного в количестве "данные изъяты" килограмм без ветеринарных сопроводительных документов. Груз направлялся с филиала Общества гор. "данные изъяты" "данные изъяты" по накладной N "данные изъяты" от "данные изъяты" года в адрес Общества "данные изъяты" по адресу: гор. "данные изъяты", ул. "данные изъяты", д. "данные изъяты", магазин "данные изъяты".
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 12 сентября 2012 года (л.д.4-6); информацией о фактах перевозки подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов без ветеринарных сопроводительных документов от 19 июля 2012 года (л.д.9); актом проверки от 16 августа 2012 года (л.д.15-17); товарной накладной N "данные изъяты" от 18 июля 2012 года (л.д.18-29), оцененными районным судьей в совокупности с другими материалами дела по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Перевозка груза, в данном случае мясной продукции, рыбных изделий, яйца птицы, без ветеринарных сопроводительных документов является нарушением пункта 1.3 Правил, Приложения N19 к Правилам и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Таким образом, квалификация действий Общества должностным лицом и судьями по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ является верной.
Указание в жалобе в порядке надзора на то, что Общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, признается несостоятельным.
В соответствии с частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, регламентировано статьей 25.15 КоАП РФ, согласно части 1 которой лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В материалах дела имеется уведомление от 29 августа 2012 года (л.д.31), которым генеральный директор Общества был приглашен 12 сентября 2012 года к 10 часам по адресу: гор. "данные изъяты", м. "данные изъяты", "данные изъяты", для составления протокола об административном правонарушении.
Указанное уведомление было направлено 29 августа 2012 года факсимильной связью и было получено оператором Общества 29 августа 2012 года, что подтверждается отчетом о факсимильном отправлении (л.д.32).
Указанный порядок извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в полной мере соответствует положениям части 1 статьи 25.15 КоАП РФ.
Учитывая, что законный представитель Общества в установленном порядке был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, на составление протокола законный представитель и (или) защитник Общества не явились, то протокол об административном правонарушении обоснованно был составлен в их отсутствие с последующим направлением копии протокола в адрес Общества (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела судьями были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление и решение, доказаны.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Обществу в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы судом надзорной инстанции выносится постановление об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы без изменения, а жалобы, рассмотренной в порядке надзора, без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Устиновского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 18 октября 2012 года и решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 5 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества оставить без изменения, жалобу защитника Общества - М. - без удовлетворения.
Первый заместитель Председателя
Верховного Суда Удмуртской Республики - А.В. Емельянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.