Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Полушкин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 29 апреля 2013 года дело об административном правонарушении по жалобе Эшмаковой О.В.
на постановление начальника отдела УФМС России по Удмуртской Республике в Октябрьском районе г. Ижевска от 31 января 2013 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 19 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.15 КоАП РФ, в отношении Эшмаковой О.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела УФМС России по Удмуртской Республике в Октябрьском районе г. Ижевска от 31 января 2013 года Эшмакова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ, выразившегося в том, что она допустила проживание по месту жительства в квартире по адресу: "адрес" без регистрационного учета своего несовершеннолетнего ребенка Эшмаковой М.В., 14.07.2012 года рождения, чем нарушила требования п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713. За совершение указанного правонарушения ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Данное постановление Эшмакова О.В. обжаловала в Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Решением судьи указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными актами, Эшмакова О.В. обратилась с жалобой в Верховный Суд Удмуртской Республики. В жалобе просит вынесенные в отношении заявителя акты отменить, а производство по делу прекратить ввиду отсутствия в её действиях состава административного правонарушения, а также малозначительности совершенного правонарушения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав пояснения Эшмаковой О.В., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к выводу о законности вынесенного постановления и решения.
При рассмотрении жалобы Эшмаковой О.В. на постановление по делу об административном правонарушении судьей подробно исследованы обстоятельства совершения административного правонарушения, доводы и возражения лиц, участвующих в деле.
Оценка представленных доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ административным правонарушением признается допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
Как следует из материалов дела, 31 января 2013 года в помещении отдела УФМС России по УР в Октябрьском районе г. Ижевска при предоставлении государственных услуг по регистрационному учету установлено, что Эшмакова О.В., 29.10.1976 года рождения допустила проживание по месту жительства, по адресу: "адрес" без регистрационного учета своего несовершеннолетнего ребенка Эшмаковой М.В., 14.07.2012 года рождения.
В соответствии с п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, Эшмакова О.В. при изменении места жительства её несовершеннолетней дочери, была обязана не позднее 7 дней со дня прибытия её на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и предоставить соответствующие документы, однако данную обязанность в установленные законодательством сроки не выполнила.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ, основаны на неправильном толковании закона и не могут быть приняты во внимание.
Согласно п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 5242-1) регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в Российской Федерации.Данную обязанность в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, осуществляют их родители (п. 28 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 713 от 17 июля 1995 г. "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ").
Пунктом 16 данных Правил установлен общий срок для регистрации граждан РФ по месту жительства - не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства.
Из смысла указанных норм закона следует, что установленный срок касается и регистрации несовершеннолетних (родившихся) детей.
Таким образом, законодательством предусмотрена обязанность регистрации в установленный срок по месту жительства всех граждан РФ без исключения, к которым относятся ребенок Эшмакова М.В. 14.07.2012 года рождения.
На основании изложенного, поскольку Эшмакова О.В, являясь законным представителем своего ребенка, допустила его проживание в жилом помещении по месту своего жительства без регистрации по месту жительства или месту пребывания, с заявлением о регистрации ребенка по месту жительства обратилась только 22 января 2013 г., то есть по истечении более пяти месяцев с момента получения свидетельства о рождении Эшмаковой М.В. (дата выдачи свидетельства о рождении 02.08.2012г.), то ее действия правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ.
Приведенные в судебных постановлениях доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины Эшмаковой М.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
Ссылка в жалобе на то, что данное правонарушение можно признать малозначительным является несостоятельной, поскольку в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда. Данные о личности правонарушителя, его семейным обстоятельствам не относятся к понятию малозначительности правонарушения.
В силу п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Установленное ограничение срока регистрации по месту жительства направлено на обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
С учетом установленных обстоятельств, роли правонарушителя, допустившего длительное время проживание без регистрационного учета своего несовершеннолетнего ребенка, совершенное Эшмаковой О.В. правонарушение не может быть признано малозначительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника отдела УФМС России по Удмуртской Республике в Октябрьском районе г. Ижевска от 31 января 2013 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 19 марта 2013 года оставить без изменения, жалобу Эшмаковой О.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики А.В. Полушкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.