Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
судей Самылова Ю.В. и Сергеевой С.М.
при секретаре Кузьминых Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 26 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области на решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 24 декабря 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в интересах Бабкевича А.П. к администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный и Администрации Владимирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования город Гусь-Хрустальный за счет средств бюджета Владимирской области, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить Бабкевичу А.П., вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм (не менее 26 квадратных метров общей площади) по Владимирской области в границах города Гусь-Хрустального.
Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
7 декабря 2012 года Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор в интересах Бабкевича А.П. обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования г.Гусь-Хрустальный и Администрации Владимирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
В обоснование своих требований указал, что Бабкевич А.П. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Его одинокая мать, Б.Г.П., решением Гусь-Хрустального городского суда от 15 декабря 2003 года лишена в отношении сына родительских прав.
На основании постановления главы администрации города от 29 декабря 2003 года несовершеннолетний Бабкевич А.П. был определен в государственное учреждение для дальнейшего воспитания. Указанным постановлением за ним было сохранено право на жилую площадь по адресу: ****.
Распоряжением главы города от 22 июля 2010 года дом по указанному адресу был признан аварийным и подлежащим сносу.
Бабкевич А.П. воспитывался в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучался в ГАОУ СПО "ГХТТ", служил рядах Российской Армии.
После увольнения из рядов РА, по месту регистрации не проживал, поскольку жилье представляет собой однокомнатную квартиру, там проживала его мать и вела аморальный образ жизни.
В настоящее время Бабкевич А.П. временно проживает в общежитии по адресу: ****. Жилого помещения в собственности не имеет.
В установленном законом порядке Бабкевич А.П., реализуя свое право на обеспечение жилым помещением, обратился в администрацию МО г.Гусь-Хрустальный с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
6 июня 2012 года жилищной комиссией было принято решение о постановке Бабкевича А.П. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Поскольку предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения является обязанностью муниципального образования и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и, принимая во внимание, что в нарушение требований законодательства до настоящего времени Бабкевич А.П. жилым помещением не обеспечен, прокурор полагал, что его жилищные права нарушены. В связи с чем просил обязать администрацию МО г.Гусь-Хрустальный обеспечить его вне очереди по договору социального найма жилым помещением, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 26 кв.м за счет бюджета Владимирской области в пределах г.Гусь-Хрустальный.
В судебном заседании помощник Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Устюкова О.С. требования прокурора поддержала в полном объеме.
Бабкевич А.П. требования прокурора поддержал.
Представитель ответчика Администрации МО г.Гусь-Хрустальный Киселева Г.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что администрации города не выделены денежные средства на приобретение жилья истцу. При этом полагала, что предоставление ему жилого помещения нарушит права иных лиц данной категории, постановленных на учет в более ранние периоды. Отметила также, что в данный момент истцу для проживания предоставлена комната в общежитии.
Представитель 3 лица Управления образования администрации МО г.Гусь-Хрустальный Морковкина Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что Бабкевич А.П. включен в список на получение жилья лицами указанной категории неправомерно, поскольку поставлен на учет после достижения им двадцати трех летнего возраста. Также указала на нарушение прав лиц указанной категории поставленных на учет ранее истца.
Администрация Владимирской области и Департамент образования администрации Владимирской области, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.
24 декабря 2012 года судом постановлено указанное выше решение.
18 января 2013 года в суд поступила апелляционная жалоба, принесенная администрацией МО г.Гусь-Хрустальный, в которой содержится просьба об отмене принятого по делу решения.
До начала судебного заседания в суд поступило ходатайство администрации МО г.Гусь-Хрустальный о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения прокурора Шигонцевой В.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
Таких оснований при рассмотрении данного дела судебной коллегией не установлено.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Положениями п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (действовали до 01.01.13г.) установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон N159-ФЗ):
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Право на внеочередное обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает с момента приобретения ими данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона N159-ФЗ.
Положениями пп.2 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Из материалов дела усматривается, что Бабкевич А.П., **** года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Постановлением главы администрации МО г.Гусь-Хрустальный от 6 июня 2012 года N363 Бабкевич А.П. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
При этом судом установлено, что до настоящего времени Бабкевич А.П. жилым помещением не обеспечен, временно зарегистрирован в общежитии, поскольку дом в котором за Бабкевичем А.П. закреплено жилое помещение согласно распоряжению главы МО г.Гусь-Хрустальный от 22 июля 2010 года N435-р признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно положений п.4 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв.м общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв.м.
Исходя из положений ст.8 Федерального закона N159-ФЗ устанавливающей дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, которой они отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а также положений Закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года N 201-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которым органы местного самоуправления, в том числе муниципальное образование г.Гусь-Хрустальный, наделены отдельными государственными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья указанной категории граждан, а также положений Постановления Губернатора Владимирской области от 30 января 2007 года N 55 "О порядке финансирования и расходования средств областного бюджета на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих финансирование обеспечения и социальной поддержки данной категории граждан за счет субвенций из областного бюджета, выводы суда о возложении на администрацию г.Гусь-Хрустальный обязанности по обеспечению Бабкевич А.П. вне очереди по договору социального найма жилым помещением общей площадью не менее 26 кв.м за счет средств бюджета Владимирской области, судебная коллегия признает обоснованными и соответствующими требованиям действующего законодательства.
При этом, положения п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) предусматривают внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан.
Данная норма не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия (отсутствия) поступления денежных средств из областного бюджета либо наличия (отсутствия) свободных благоустроенных помещений, отвечающих установленным требованиям. В силу изложенного, доводы жалобы об отсутствии денежных средств и свободных благоустроенных помещений судебная коллегия признает несостоятельными.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и повлечь отмену вынесенного решения по данным основаниям не могут.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области и отмены обжалуемого решения Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 24 декабря 2012 года судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 24 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО г.Гусь-Хрустальный Владимирской области - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Ю.В. Самылов,
С.М. Сергеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.