Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Огудиной Л.В. и Гришиной Г.Н.,
при секретаре Киселевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 02 апреля 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Киржачского района Владимирской области Апанасюк В.С. на решение Киржачского районного суда Владимирской области от 19 декабря 2012 года, которым постановлено:
Иск прокурора Киржачского района в интересах Мотренко О.Л. к Муниципальному образованию Киржачский район удовлетворить.
Обязать Муниципальное образование Киржачский район обеспечить вне очереди Мотренко О.Л., имеющую статус ребенка-сироты, по договору социального найма жилым помещением, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 26 кв.м., в границах г.Киржача, за счет средств бюджета Владимирской области.
В удовлетворении иска прокурора Киржачского района в интересах Мотренко О.Л. к администрации Владимирской области об обязании обеспечить вне очереди по договору социального найма Мотренко О.Л., имеющую статус ребенка-сироты, жилым помещением, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 26 кв.м., в границах г.Киржача, за счет средств бюджета Владимирской области, отказать.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения истца Мотренко О.Л. и представителя прокуратуры области Ярцева Ю.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Киржачского района, действуя в интересах Мотренко О.Л., обратился в суд с иском к Муниципальному образованию Киржачский район и администрации Владимирской области об обязании обеспечить вне очереди по договору социального найма ФИО1, имеющую статус ребенка-сироты, жилым помещением, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 26 кв.м. в границах г.Киржача, за счет средств бюджета Владимирской области.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлен факт нарушения жилищных прав Мотренко О.Л., имеющей статус ребенка-сироты. Решением Киржачского районного суда Владимирской области от **** ФИО1 **** и ФИО2 **** лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней Мотренко О.Л ... Согласно договору от **** Мотренко О.Л. передана на воспитание в приемную семью ФИО3. На основании постановления главы администрации Киржачского района от **** **** за несовершеннолетней Мотренко О.Л. сохранено право регистрации и проживания по адресу: **** на срок проживания в приемной семье ФИО3 (до ****). Постановлением главы муниципального образования городское поселение г.Киржач **** от **** Мотренко О.Л. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включена в списки на внеочередное предоставление жилого помещения как ребенок-сирота. У Мотренко О.Л. отсутствуют какие-либо жилые помещения на праве собственности. В закрепленном за ней жилом помещении общей площадью **** кв.м. зарегистрировано **** человек, то есть на одного члена семьи приходится учетная норма площади ( **** кв.м), то есть менее учетной нормы для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако в нарушение требований действующего законодательства Мотренко О.Л. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, её жилищные права нарушены.
В судебном заседании старший помощник прокурора Киржачского района Бурдыкин А.С. исковые требования поддержал. Пояснил, что Мотренко О.Л. имеет статус ребенка-сироты и постановлением главы администрации муниципального образования городское поселение город Киржач принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако в нарушение закона Мотренко О.Л. после прекращения над ней попечительства вне очереди не была обеспечена жилым помещением по договору социального найма.
Истец Мотренко О.Л. в судебном заседании иск поддержала.
Представитель ответчика - муниципального образования Киржачский район, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании иск не признал в связи с наличием у истца закрепленного жилого помещения.
Представитель ответчика - администрации Владимирской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании иск не признал, указывая, что является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент образования администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания извещен.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представителем администрации Киржачского района Владимирской области поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального права.
Апелляционное рассмотрение проведено в отсутствие неявившихся представителей ответчиков и представителя третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, что в силу ст.ст. 167, 327 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы в её пределах в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, и соглашается с выводами суда первой инстанции с учетом следующего.
В соответствии с абз.2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 21.11.2011г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
На основании п. 2 ч. 2, ч. 3, ч. 5 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
При этом нормы п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ и абз. 2 п.1 ст. 8 указанного выше Федерального закона N159-ФЗ подлежат применению в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009г. N 250-О-П, от 07.06.2011г. N 746-О-О, от 05.03.2009г. N376-О-П, от 26.05.2011г. N643-О-О и т.п.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, до введения в действие Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004г. N188-ФЗ, в силу п.1 ст.8 указанного выше Федерального закона N159-ФЗ, п.2 ст.37 ЖК РСФСР единственным основанием для внеочередного предоставления жилых помещений указанной категории лиц являлось отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя. Жилищным кодексом РФ фактически был расширен перечень оснований признания лиц, относящихся к указанной категории, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями ч.1 ст.51, ч.1 и пунктов 1, 3 ч.2 ст.57 данного Кодекса (и учитывая, что в п.2 ч.2 ст.57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в ст.37 ЖК РСФСР), они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях - как на основании п.1 ч.1 ст.51, так и на основании пунктов 2-4 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Из вышеприведенного следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть обеспечены вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, если они не имеют закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, если их проживание в закрепленном за ними ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным, в том числе по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, либо они обеспечены жилым помещением ниже учетной нормы - это является основанием для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
При этом законодательством субъектов РФ в данной сфере не могут быть ограничены жилищные права лиц этой категории, установленные федеральным законодательством, а могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Как следует из содержания Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительства), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009г. N 1203, из федерального бюджета на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии.
В соответствии со ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 г. N 226-ОЗ "О государственном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма.
Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.
Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв.м. общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв.м. В случае, если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.
Решением Совета народных депутатов городского поселения г.Киржач от **** учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 10 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи; норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 12 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Мотренко О.Л., **** года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей (её родители - ФИО1 и ФИО2 заочным решением Киржачского районного суда Владимирской области от **** лишены родительских прав).
Согласно договору от **** Мотренко О.Л. передана на воспитание в приемную семью ФИО3
Постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от **** **** за Мотренко О.Л. сохранено право регистрации и проживания по адресу: ****.
Постановлением главы администрации Муниципального образования городское поселение город Киржач Киржачского района от **** **** Мотренко О.Л. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включена в списки на внеочередное предоставление жилых помещений как ребенок-сирота.
По достижении совершеннолетия **** попечительство над Мотренко О.Л. прекращено.
По данным выписки из реестра муниципального имущества от ****
**** квартира **** имеет общую площадь **** кв.м. В настоящее время по указанному адресу зарегистрировано **** человек, в том числе мать истца, лишенная в отношении неё родительских прав, на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы.
Кроме того заключением межведомственной комиссии от **** ****
****, произведенного на основании акта обследования жилого помещения, расположенного по адресу: ****, указанное помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от **** сведения о зарегистрированных правах Мотренко О.Л. в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 07.06.2011г. N 746-О-О, пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьи 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма данным лицам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
Учитывая изложенное, проанализировав положения законодательства и установленные обстоятельства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Мотренко О.Л., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма по месту жительства не ниже установленных социальных норм, поскольку жилого помещения на праве собственности либо по договору социального найма она не имеет, в установленном порядке была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени жильем не обеспечена.
Одновременно, исходя из норм ст.8 Федерального закона N159-ФЗ, устанавливающей дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, которой они отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, учитывая положения Закона Владимирской области от 28.12.2005г. N 201-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которым органы местного самоуправления, в том числе муниципальное образование Киржачский район, наделены отдельными государственными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья указанной категории граждан, а также Постановления Губернатора Владимирской области от 30.01.2007г. N 55 "О порядке финансирования и расходования средств областного бюджета на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Порядка, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005г. N 398 "О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения", предусматривающих финансирование обеспечения и социальной поддержки данной категории граждан за счет субвенций из областного бюджета, выводы суда о возложении на администрацию МО Киржачский район обязанности по обеспечению истца вне очереди, по договору социального найма жилым помещением не ниже установленных социальных норм (не менее 26 кв.м. общей площади) за счет средств бюджета Владимирской области, судебная коллегия полагает обоснованными и соответствующими требованиям действующего законодательства.
В случае возникновения у органа муниципального образования убытков, в результате понесенных затрат, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно статьям 84,85 БК РФ и ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" ответственность по их возмещению полностью возлагается на казну субъекта РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Оснований для иной оценки обстоятельств судебная коллегия не усматривает.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, правильно применен материальный закон, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киржачского районного суда Владимирской области от 19 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Киржачского района Владимирской области Апанасюк В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина,
Г.Н. Гришина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.