Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Огудиной Л.В. и Семёнова А.В.
при секретаре Кузьминых Е.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 13 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 1 ноября 2012 года, которым постановлено:
Исковое заявление удовлетворить частично.
Признать действия МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" по самовольному вывозу мусора на земли лесного фонда в квартал **** выдела ****, ****, и в квартал **** выдела ****, ****, ****, ****, ****, **** ГКУ ВО "Ковровское лесничество" незаконными.
Обязать МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" прекратить вывоз мусора на земли лесного фонда в квартал **** выдела ****, ****, и в квартал **** выдела ****, ****, ****, ****, ****, **** ГКУ ВО "Ковровское лесничество".
Обязать Управление городского хозяйства администрации города Коврова Владимирской области обеспечить рекультивацию земель лесного фонда в **** выдела ****, ****, и в квартал **** выдела ****, ****, ****, ****, ****, **** ГКУ ВО "Ковровское лесничество", в срок до ****.
Взыскать с МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере **** ( ****) руб.
Заслушав доклад судьи Семёнова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области обратился в суд с иском к Администрации г. Коврова Владимирской области, Управлению городского хозяйства администрации г. Коврова, МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" о признании незаконными действий Администрации г. Коврова Владимирской области, Управления городского хозяйства администрации г. Коврова, МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" по самовольной вывозке мусора на земли лесного фонда в квартал **** выдела **** и ****, в квартал **** выдела ****, ****, ****, ****, ****, **** ГКУ ВО "Ковровское лесничество", возложении обязанности прекратить вывоз мусора на земли лесного фонда Ковровского участкового лесничества, возложении обязанности на УГХ администрации г. Коврова по обеспечению рекультивации вышеуказанных земель лесного фонда.
В обоснование требований истец указал, что Управление городского хозяйства администрации г. Коврова разместило городскую свалку на землях лесного фонда в квартал **** выдела **** и ****, в квартал **** выдела ****, ****, ****, ****, ****, **** ГКУ ВО "Ковровское лесничество". Разрешительные документы на право использования земель лесного фонда под свалку не оформлены. В соответствии со сведениями государственного лесного реестра эти леса отнесены к защитной категории лесов, в которых запрещено размещение объектов капитального строительства. Не смотря на выданные предписания, свалка продолжает функционировать. Вывоз мусора на нее осуществляет МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города".
Уточнив требования истец просил признать незаконными действия Управления городского хозяйства администрации г. Коврова и МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" по самовольной вывозке мусора на земли лесного фонда в квартал **** выдела **** и ****, в квартал **** выдела ****, ****, ****, ****, ****, **** ГКУ ВО "Ковровское лесничество", обязать администрацию г. Коврова, Управление городского хозяйства администрации г. Коврова и МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" прекратить вывоз мусора на земли лесного фонда в квартал **** выдела **** и ****, в квартал **** выдела ****, ****, ****, ****, ****, **** ГКУ ВО "Ковровское лесничество", обязать Управление городского хозяйства администрации г. Коврова обеспечить рекультивацию земель, расположенных в квартале **** выделах **** и ****, в квартале **** выделах ****, ****, ****, ****, ****, **** Ковровского участкового лесничества ГКУ ВО "Ковровское лесничество".
В судебном заседании представители истца требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении. Суду пояснили, что вывоз мусора на земли лесного фонда осуществляется МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" без соответствующей разрешительной документации. Решением арбитражного суда ответчик признан виновным в грубом нарушении лицензионных требований, выразившемся в размещении отходов на землях лесного фонда, повлекшем возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, причинения ущерба лесам, ухудшения состояния почвы, за что привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ. Просил обязать ответчиков прекратить вывоз мусора и обязать ответчика Управление городского хозяйства администрации г. Коврова обеспечить в срок 1 год 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить рекультивацию земель лесного фонда.
Представитель ответчика Управления городского хозяйства администрации г. Коврова против требований возражала. Указала, что Управление городского хозяйства не осуществляет вывоз мусора, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность его прекратить. Считает, что предмет спора в части обеспечения рекультивации земель лесного фонда отсутствует, поскольку от выполнения данной обязанности Управление не уклонялось и осуществляет соответствующие действия в рамках муниципальной программы "Повышение экологической безопасности города Коврова на 2012-2017 годы". Программа финансируется из городского бюджета и внебюджетных источников.
Представитель ответчика администрации г. Коврова против требований возражала, указав, что администрация не вывозит мусор и на нее не может быть возложена обязанность прекратить эту деятельность.
Представители МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" возражали против заявленных требований. Считают, что необходимые разрешения у их предприятия имеются. Указали, что предприятие имеет лицензию на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов I-IV классов опасности. Основаниями для использования земельного участка являются: Решение Райисполкома от 08.09.1964 г. N515 протокол N10 "Об отводе земельного участка Ковровского лесхоза Ковровского лесничества квартал **** площадью **** заводу п/яN ****"; Решение исполкома облсовета от 16.02.1965 г. N154 о предоставлении земельного участка заводу п/яN ****; Договор от 21.09.1964 г. на передачу лесных площадей пл. **** в квартале **** Ковровского лесничества без исключения из государственного лесного фонда, заключенный между Ковровским лксхозом и заводом п/яN ****; Распоряжение Главы администрации г. Коврова от 26.05.1998 г. N504-р о возложении на предприятие МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" ответственности за эксплуатацию городской свалки; договор о передаче в безвозмездное пользование Ковровским лесхозом Владимирской области предприятию полигона захоронения ТБО МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" по адресу ****. Также сообщили, что предприятие участвует в муниципальной программе "Повышение экологической безопасности города Коврова на 2012-2017 годы" в части разработки проекта и последующей рекультивации Ковровской городской свалки ТБО.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Владимирской области поддержала исковые требования, полагая, что наличие лицензии не позволяет вывозить отходы на не отведенные для этих целей земли. Разрешения на использование в этих целях земельного участка лесного фонда ответчик не имеет.
Представитель третьего лица Государственного казенного предприятия Владимирской области "Ковровское лесничество" требования поддержала, указав, что ответчик не имеет разрешительной документации на использование земельного участка лесного фонда.
Представитель третьего лица ООО "СпецТехАвто" поддержал исковые требования, полагая их обоснованными. Указал, что его предприятие арендует спорный земельный участок у ГКУ ВО "Ковровское лесничество" для проведения изыскательских работ в целях разработки проектной документации рекультивации свалки ТБО.
Представители третьих лиц Администрации Ковровского района и Управления Роспотребнадзора, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, возражений, ходатайств не представили.
Представитель Владимирской природоохранной прокуратуры представил в суд заключение об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворить.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" полагает решение незаконным и не обоснованным, просит его отменить в части признания незаконным вывоза им мусора на земли лесного фонда и обязании прекратить вывоз мусора и отказать в удовлетворении этой части требований. Также ответчик просит изменить абзац четвертый решения возложив обязанность обеспечить рекультивацию земель лесного фонда также и на МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города".
В поддержку жалобы представлено письмо администрации г. Коврова.
Возражения на жалобу представило Управление Росприроднадзора по Владимирской области.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города", Администрации Ковровского района и Управления Роспотребнадзора, ООО "СпецТехАвто", Владимирской природоохранной прокуратуры, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.327.1 суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.Доводы, приведенные в жалобе, а также в письме Администрации г. Коврова, от 25.12.2012 г., представленном в поддержку доводов апелляционной жалобы являются несостоятельными и не влекут отмены решения суда первой инстанции.
Довод ответчика о наличии разрешительных документов на осуществление вывоза мусора на земли лесного фонда был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и нашел надлежащее отражение в судебном решении. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что земельный участок из земель лесного фонда в квартале **** выделы **** и **** и в квартале **** выделы ****, ****, ****, ****, ****, **** ГКУ ВО "Ковровское лесничество" ответчику под указанные цели не предоставлялся. Представленные ответчиком документы содержат сведения об отведении под эти цели земельного участка площадью **** в квартале **** Ковровского лесхоза в 1964 г. При этом, в настоящее время под свалку используется земельный участок площадью **** га. Какие-либо документы о предоставлении земельного участка такой площадью у ответчика отсутствуют.
Как правильно указал в решении суд первой инстанции земельный участок указанной площадью предметом договора безвозмездного пользования по договору от **** не является. По договору Администрация Ковровского лесхоза передает Предприятию (ЗАО "Владимирский экологический комплекс") в безвозмездное пользование полигон захоронения ТБО. Сведения его фактической передаче отсутствуют. В соответствии с условиями договора на основании дополнительного соглашения Предприятие обеспечивает бесперебойную и безвозмездную приемку отходов между Предприятием и САХом (МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города"). Такого соглашения суду не представлено.
Таким образом, указанный договор не свидетельствует о передаче МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" земель лесного фонда под размещение отходов.
Какие-либо иные документы о предоставлении МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" в соответствии с лесным законодательством участка площадью **** га из земель лесного фонда в кварталах **** и **** ГКУ ВО "Ковровское лесничество" ответчиком не представлено.
Наличие лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов I-IV классов опасности дает право на осуществление указанных видов деятельности, однако не является законным основанием для использования в этих целях земель лесного фонда.
Также не являются основанием для использования земель лесного фонда нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку утвердивший их орган Ростехнадзор не уполномочен в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации решать вопросы о предоставлении земельных участков лесного фонда.
Довод апелляционной жалобы о рассмотрении дела без привлечения лица, заинтересованного в его исходе, - правопреемника Ковровского лесхоза Владимирской области и безосновательности выводов суда о ликвидации указанного юридического лица не может быть принят судебной коллегией в качестве основания для отмены судебного акта, поскольку судом не разрешались вопросы о правах и обязанностях данного лица. Вывод суда о ликвидации Ковровского лесхоза не имеет правового значения для разрешения данного дела и не влечет правовых последствий для указанного лица.
В соответствии с представленным свидетельством о государственной регистрации права от 17.02.2009 г. земли лесного фонда на территории Ковровского лесничества, в том числе лесные квартала ****, являются собственностью Российской Федерации.
В силу ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
В соответствии с Постановлением Губернатора Владимирской обл. от 20.12.2006 N898 (ред. от 09.12.2011) "Об утверждении Положения о департаменте лесного хозяйства администрации Владимирской области" Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области (далее - Департамент) является органом администрации Владимирской области, проводящим государственную политику в сфере управления лесами, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводства лесов, обеспечения охраны и защиты лесов по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.
Одной из функций Департамента, определенной Положением, является предоставление участков лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В материалах дела также имеется копия Постановления Губернатора Владимирской области от 13.10.2011 г. N1101 о создании государственных казенных учреждений Владимирской области в сфере лесных отношений. В соответствии с п.4 Постановления создаваемым государственным казенным учреждениям переданы права арендодателя лесных земельных участков. Таким учреждением на территории Ковровского района является ГКУ ВО "Ковровское лесничество", что следует из его устава.
Таким образом, к участию в деле привлечены лица, уполномоченные в силу действующего законодательства осуществлять действия по распоряжению лесными участками, находящимися в федеральной собственности.
Довод жалобы о необходимости возложения обязанности по обеспечению рекультивации земель на МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" не является основанием для изменения решения суда, поскольку таких требований истцом к указанному ответчику не предъявлялось. В силу ч.3 ст.198 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям. Действующее законодательство в данном случае не предусматривает право суда выйти за рамки исковых требований.
В соответствии с Положением об Управлении городского хозяйства, утвержденным Решением Совета народных депутатов города Коврова от 24.01.2007 N 1 (ред. от 25.01.2012) Управление городского хозяйства администрации города Коврова является самостоятельным структурным подразделением администрации г. Коврова. Основными задачами Управления являются: обеспечение эффективной практической реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, благоустройства и экологической безопасности. Функциональными обязанностями Управления являются: формирование муниципального заказа согласно составленным перечням работ и планам работ по содержанию, обслуживанию и ремонту объектов городского благоустройства, озеленения, санитарного содержания территорий и на поставку энергоресурсов; осуществление функций заказчика с правом расходования бюджетных средств на содержание объектов городского благоустройства, ремонтные работы на объектах коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в пределах своей компетенции.
Таким образом, Управление городского хозяйства администрации города Коврова является надлежащим лицом, уполномоченным обеспечить рекультивацию земель лесного фонда в связи с вывозом на них отходов производства и потребления.
Возложение судом такой обязанности только на Управление городского хозяйства администрации города Коврова не препятствует МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" участвовать в реализации муниципальной программы "Повышение экологической безопасности города Коврова на 2012-2017 годы".
Право Департамента Лесного хозяйства на обращение с исками в суд прямо вытекает из положений ст.96 Лесного кодекса Российской Федерации и п.п. 2.6. и 3.4.4 Положения о Департаменте. В соответствии с указанными нормами к полномочиям Департамента относится осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора. Одной из функций департамента является проведение работы по выявлению, пресечению и предотвращению нарушений лесного законодательства.
В силу ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Должностные лица органов государственного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о предъявлении иска неуполномоченным лицом является несостоятельным.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену решения суда первой инстанции по основаниям, предусмотренным ст.330 ГПК РФ. Обстоятельства, влекущие отмену решения суда в любом случае, предусмотренные ч.4 ст.330 ГПК РФ, не установлены.
Руководствуясь статьями 327.1,328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ковровского городского суда Владимирской области от 1 Ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП г. Коврова "Спецавтохозяйство по санитарной уборке города" без удовлетворения.
Председательствующий: Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина
А.В. Семёнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.