Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Огудиной Л.В. и Емельяновой О.И.,
при секретаре Савельевой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 23 апреля 2013 года дело по частной жалобе Хасбулатова М.М. на определение Октябрьского районного суда г.Владимира от 28 марта 2013 года, которым постановлено:
возвратить Хасбулатову М.М. заявление к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ об обязанности отмены решения о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, разъяснив его право на обращение с данным заявлением по подсудности в Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга ( ****).
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хасбулатов М.М., зарегистрированный по месту жительства в г.Владимире (на территории Октябрьского района), обратился в суд в порядке главы 25 ГПК РФ с заявлением об отмене решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от **** **** о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998г. N76-ФЗ, п.4, п.п. "д" п.10 Инструкции, утвержденной приказом МО РФ от 30.09.2010г. N1280. Одновременно просил о приостановлении действия обжалуемого решения.
В обоснование заявления указал, что **** между ним и Министерством обороны РФ в лице командира войсковой части **** был заключен контракт о прохождении военной службы. На момент заключения контракта он состоял в браке с ФИО1., от которого имели **** несовершеннолетних детей. Семья проживала в квартире, расположенной по адресу: ****, собственником которой являлась его супруга. **** брак между ними был прекращен на основании решения о расторжении брака мирового судьи судебного участка ****. **** решением жилищной комиссии войсковой части **** он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи **** человек на основании действовавшей на тот момент Инструкции о порядке обеспечения
жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ, утвержденной приказом МО РФ
от **** ****. В связи с этим считал, что в действиях жилищной комиссии в/ч ****, признавшей его нуждающимся в улучшении жилищных условий и принявшей на учет, неправомерных действий не содержится, так как оснований для отказа в признании его нуждающимся в жилом помещении на момент принятия решения **** не имелось; действий по намеренному ухудшению жилищных условий он не совершал. Полагал, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, в том числе право на жилище.
Судьей постановлено указанное выше определение.
В частной жалобе заявителем Хасбулатовым М.М. в лице его представителя по доверенности Захаровой Ж.А. поставлен вопрос об отмене указанного определения как незаконного, поскольку обжалуемые действия Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ могут быть оспорены в порядке главы 25 ГПК РФ и по месту его жительства в г.Владимире.
Частная жалоба рассмотрена в соответствии с ч.2 ст.333 ГПК РФ без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы в отсутствие сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если дело неподсудно данному суду.
Возвращая заявление Хасбулатова М.М. по указанным основаниям, судья исходил из того, что Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ к органам государственной власти, местного самоуправления не относится и пришел к выводу, что заявителем не представлено доказательств, что данному юридическому лицу переданы в установленном порядке конкретные государственно-властные полномочия (п.5 Постановления Пленума ВС РФ N2 от 10.02.2009г.).
В связи с этим судья указал, что дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений должны рассматриваться по правилам искового производства, с учетом подсудности, установленной ст.28 ГПК РФ - по месту нахождения организации, то есть в Смольнинском районном суде г.Санкт-Петербурга.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами судьи, поскольку из заявления Хасбулатова М.М. усматривается, что им заявлены требования о признании незаконным решения Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, избран способ защиты в порядке главы 25 ГПК РФ. По мнению заявителя обжалуемым решением нарушены его права и свободы, в связи с чем, он вынужден обратиться в суд.
Выводы судьи о неприменении к спорным правоотношениям положений Главы 25 ГПК РФ ошибочны, основаны на неправильном толковании норм процессуального права.
В соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из разъяснений Верховного Суда РФ, являющимся общеобязательными и подлежащими использованию в вопросах применения норм права, изложенных в п.5 Постановления Пленума от 10.02.2009г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", следует, что в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.
Согласно Указа Президента РФ от 16.08.2004г. N 1082 и Указа Президента РФ от 21.05.2012г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010г. N1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" в целях организации деятельности в Вооруженных Силах РФ по исполнению требований постановления Правительства РФ от 29.06.2011г. N512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", а также Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений, утвержденных Приказом Министра обороны РФ N1280, уполномоченным органом Министерства обороны РФ по указанным вопросам определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
Согласно п.2 Приказа N1455 уполномоченный орган осуществляет свои
функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, в том числе, через федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ".
Приказом Министра обороны РФ от 05.04.2011 года N453 "О внесении изменений в Приказы Министра обороны Российской Федерации 2010 года N1455 и 1550", в частности, Приказ МО РФ N1455 дополнен пунктом 3, согласно которому специализированные организации Министерства обороны РФ осуществляют следующие функции: признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, снимают военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и т.д.
При вынесении определения суд первой инстанции не учел приведенные положения, по смыслу которых решение Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ" о снятии Хасбулатова М.М. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях может быть обжаловано в порядке главы 25 ГПК РФ.
В соответствии с ч.2 ст.254 ГПК РФ такое заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства.
С учетом изложенного судебная коллегия не считает указанные судьей обстоятельства правомерным основанием к возвращению поданного Хасбулатовым М.М. заявления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может признать законным и обоснованным состоявшееся определение. В связи с этим оно подлежит отмене, а материал по заявлению Хасбулатова М.М. - направлению в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии заявления к производству Октябрьского районного суда г.Владимира.
Руководствуясь ст.331-335 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Октябрьского районного суда города Владимира от 28 марта 2013 года отменить.
Возвратить материалы по заявлению Хасбулатова М.М. об оспаривании решения Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в Октябрьский районный суд г.Владимира для решения вопроса о принятии заявления к производству суда.
Председательствующий Р.Е.Судакова
Судьи: Л.В. Огудина,
О.И. Емельянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.