судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Г.М.
судей Петрушенко Ф.П., Федоренко И.В.
при секретаре Обуховой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области о понуждении оформления права собственности Российской Федерации на объекты культурного наследия, принятия мер по получению прав на земельные участки, проведения ремонта и благоустройства.
по апелляционной жалобе Федерального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области и по апелляционному представлению и.о. прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда,
на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 26 октября 2012 года, которым исковые требования прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда - удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тракторозаводского района г. Волгограда, действующий в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области о понуждении оформления права собственности Российской Федерации на объекты культурного наследия, принятия мер по получению прав на земельные участки, проведения ремонта и благоустройства.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Тракторозаводского района г. Волгограда была проведена проверка по исполнению земельного, градостроительного законодательства и законодательства об охране объектов исторического и культурного наследия федерального значения, по результатам которой было установлено, что на территории Тракторозаводского района г. Волгограда имеется 5 объектов культурного наследия федерального значения, а именно:
"Передний край обороны г. Сталинграда в 1942-1943г., обозначенный 17 мемориальными знаками", из которых 3 башни танка на постаментах: по ул. Колумба (территория школы) на пос. ГЭС; по ул. Н.Отрады, 18 на пос. Спартановка; по ул. Тракторостроителей, 1А (территория лицея) на Нижнем поселке;
"Памятник Ф.Э. Дзержинскому", расположенный на пл. Дзержинского;
"Волгоградская стоянка, эпоха палеолита", расположенная в балке р. Сухая Мечетка около п. ГЭС.
Однако, право собственности Российской Федерации на данные объекты культурного наследия федерального значения не оформлено.
По информации Минкультуры Волгоградской области и Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда следует, что земельные участки на названные выше объекты культурного наследия не сформированы, кадастровые паспорта не оформлены, земельные участки под эксплуатацию указанных объектов недвижимости собственнику не представлены.
Отсутствие сформированных и предоставленных в собственность Российской Федерации земельных участков под объекты недвижимого имущества, отсутствие зарегистрированного права собственности являются одним из причин ненадлежащего содержания объектов культурного наследия федерального значения.
Собственник объектов культурного наследия федерального значения обязан принять меры к восстановлению и сохранению данных объектов. В результате ненадлежащего содержания собственником указанных объектов культурного наследия, данные объекты находятся в неудовлетворительном состоянии, что может привести к частичному или полному разрушению данных памятников культуры.
С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд обязать ТУ Росимущество в Волгоградской области оформить право собственности Российской Федерации на мемориальные знаки объекта культурного наследия федерального значения "Передний край обороны г. Сталинграда в 1942-1943г.г." (3 башни танка на постаментах) по ул. Колумба, (территория школы), по ул. Н.Отрады, 18, по ул. Тракторостроителей, 1А (территория лицея). Обязать ТУ Росимущество в Волгоградской области провести текущий ремонт и благоустройство территории на объектах: "Памятник Ф.Э. Дзержинскому", расположенный на пл. Дзержинского г. Волгограда; "Передний край обороны г. Сталинграда в 1942-1943г.г." (3 башни танка на постаментах) по ул. Колумба, (территория школы), ул. Н.Отрады, 18, ул. Тракторостроителей, 1А; установить информационную надпись на мемориальном знаке (танковая башня на постаменте) обозначающий "Передний край обороны г. Сталинграда вы 1942-1943г.г." по ул. Колумба, 1 в г. Волгограде.
Определениями Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу
в части возложения обязанности на ТУ Росимущество в Волгоградской области на объект культурного наследия федерального значения: "Волгоградская стоянка, эпоха палеолита", принятия мер к получению прав на земельный участок на указанный объект культурного наследия и проведения благоустройства территории "Волгоградская стоянка, эпоха палеолита";
в части возложения обязанности на ТУ Росимущество в Волгоградской области по принятию мер к получению прав на земельные участки, на которых расположены объекты культурного наследия: "Передний край обороны г. Сталинграда в 1942-1943г.г." (3 башни танка на постаментах) по ул. Колумба, (территория школы), по ул. Н.Отрады, 18, по ул. Тракторостроителей, 1А (территория лицея) прекращено, в связи с отказом от иска в указанной части, принятых судом.
Решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 26 октября 2012 года на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области возложена обязанность провести текущий ремонт на следующих объектах культурного наследия:
- "Памятник Ф.Э. Дзержинскому" на пл. Дзержинского в Тракторозаводском районе г. Волгограда;
- "Передний край обороны г. Сталинграда в 1942-1943г.г.", обозначенный 17 мемориальными башнями" - на 3-х башнях танка на постаментах: по ул. Колумба, 1 (территория школы), по ул. Н.Отрады, 18, по ул. Тракторостроителей, 1А (территория лицея) - в срок до 31 декабря 2013 года. Возложена обязанность установить информационную надпись на мемориальном знаке (танковая башня на постаменте), обозначающем объект культурного наследия федерального значения "Передний край обороны г. Сталинграда в 1942-1943г.г.", расположенном по адресу: ул. Колумба, 1 (территория школы) в Тракторозаводском районе г. Волгограда - в срок до 31 декабря 2013 года.
В остальной части заявленных требований, прокурору Тракторозаводского района г. Волгограда отказано.
В апелляционной жалобе Федеральное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в части удовлетворения исковых требований и просит в указанной части решение отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований прокурору отказать.
В апелляционном представлении и.о. прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований в связи с нарушением норм процессуального права и просит в указанной части решение отменить и принять новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, выслушав прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Мещеряковой Л.В., поддержавшей доводы представления и возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области Пивненко Д.Л. поддержавшего доводы апелляционной жалобы и возражавшего относительно доводов представления, обсудив указанные доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятники культуры и истории) народов Российской Федерации", предметом регулирования настоящего закона являются особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры - ст. 3 ФЗ N 73-ФЗ.
Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона, понимается система правовых, организационных, финансовых материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 6 ФЗ N 73-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, "Памятник Ф.Э. Дзержинскому", расположенный на пл. Дзержинского, мемориальные знаки "Передний край обороны г. Сталинграда в 1942-1943г., обозначенный 17 мемориальными знаками", в том числе 3 башни танка на постаментах: по ул. Колумба (территория школы) на пос. ГЭС; по ул. Н.Отрады, 18 на пос. Спартановка; по ул. Тракторостроителей, 1А (территория лицея) на Нижнем поселке Тракторозаводского района г. Волгограда являются объектами культурного наследия федерального значения, приняты на государственную охрану в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 года N 1327 и от 04.12.1974 года N 62.
Согласно, актов осмотра рабочей группы в составе главного специалиста отдела организации государственной историко-культурной экспертизы Управления государственной охраны объектов культурного наследия, заместителя прокурора и старшего помощника прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда, состояние объектов таково: на объекте "Памятник Ф.Э. Дзержинскому" окрасочное покрытие пьедестала отслаивается, имеют место высколы, отслоения и сколы плит пьедестала, выкрашивание раствора, раскрашивание гранитных полит постамента; на объекте мемориального знака (танковая башня на постаменте), обозначающий объект культурного наследия федерального значения "Передний край обороны г. Сталинграда в 1942-1943г.г." по ул. Колумба, 1 - на фундаменте постамента имеется отслоение покрасочного слоя танковой башни, территория памятника не ухожена, мемориальная доска отсутствует; на объекте мемориального знака танковой башни на постаменте по ул. Н. Отрады - наблюдаются высколы на облицовочных плитах постамента, текст мемориальной надписи плохо читается, башня танка нуждается в обновлении окрасочного слоя; мемориального знака танковая башня на постаменте расположенной по ул. Тракторостроителей, 1А - на нижней части постамента наблюдаются высколы.
Частями 1, 4 ст. 13 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, внебюджетные поступления, местные бюджеты. Субъекты Российской Федерации вправе за счет средств своих бюджетов принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников культуры и наследия).
Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор (ч. 1 ст. 40 ФЗ N 73-ФЗ).
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего объекта культурного наследия, включенного в реестр - ч. 3 ст. 48 ФЗ N 73-ФЗ.
Статьей 9.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ предусмотрена передача Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществления полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе, полномочий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности. Федеральным законом от 06.11.2011 года N 301-ФЗ действие данной нормы закона приостановлено с 1 января 2012 года до 1 апреля 2015 года.
Проанализировав представленные доказательства, исходя из анализа вышеприведенных норм закона, суд пришел к правильному выводу о возложении обязанности по проведению ремонтно-восстановительных работ объектов культурного наследия на Территориальное управление, которое, являясь структурным подразделением Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в силу возложенных на него обязанностей (п. 4.1 Положения о Территориальном управлении, утвержденном приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 года N 63), выполняет полномочия собственника в отношении вышеуказанных памятников, а также отказывая в иске прокурору в части возложения обязанности на Территориальное управление в получении прав на земельные участки на которых расположены объекты культурного наследия, верно суд указал и на то, что в соответствии с приложением к постановлению Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 местонахождение "Переднего края обороны г. Сталинграда в 1942-1943 гг., обозначенного 17 мемориальными знаками" по г. Волгограду представляет собой земельный участок в виде полосы определенной ширины, простирающейся от пл. Ленина до пос. Рынок г. Волгограда, который в настоящее время, значительная часть его, застроена или освоена, в связи с чем формирование единого земельного участка для этого объекта, свободного от иных землепользователей, не представляется возможным и, что не могут быть удовлетворены требования о возложении на ответчика обязанности по проведению работ по благоустройству территорий на объектах культурного наследия, как "Памятник Ф.Э. Дзержинскому" и трех мемориальных знаков (башни танков на постаментах), обозначающих "Передний край обороны г. Сталинграда в 1942-1943г., расположенных в Тракторозаводском районе г. Волгограда, поскольку истцом не представлены доказательства о выделении и закреплении за этими объектами земельных участков под этими объектами.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считая их основанными на нормах материального права.
Ссылки в жалобе Федерального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области на указанные выше обстоятельства не основаны на законе.
Суд обоснованно не согласился с доводами Территориального управления в той части, что выполнение работ по ремонту и реставрации указанного памятника за счет средств, выделяемых из бюджета Волгоградской области, не освобождает собственника указанного объекта от выполнения обязанностей, возложенных на него законодательством.
Необоснованна ссылка в жалобе Федерального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области о том, что пьедестал "Памятника Ф.Э. Дзержинскому" не относится к памятнику, как объекту культурного наследия, акты осмотра объектов культурного наследия составлены без участия представителя Территориального управления являются необоснованными и не могут являться основанием к отмене постановленного судебного акта.
Доводы жалобы основаны по существу на ошибочном толковании закона, переоценке исследованных судом обстоятельств и представленных суду доказательств, которым дана надлежащая оценка в решении суда.
Доводы апелляционного представления и.о. прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда в части отказа в иске о невозможности регистрации права Российской Федерации на 3 мемориальных знака "Передний край обороны г. Сталинграда в 1942-1943г. являются несостоятельными, поскольку как верно указал суд отсутствие охранного обязательства и паспорта объекта культурного наследия, как того требует п. 4 ст. 48 и ст. 21 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятники культуры и истории) народов Российской Федерации" является препятствием для государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 21.07.997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Доводы жалобы и представления основаны по существу на ошибочном толковании закона, переоценке исследованных судом обстоятельств и представленных суду доказательств, которым дана надлежащая оценка в решении суда.
Решение является законным, обоснованным, и оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы и представления не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 26 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, представление и.о. прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.