судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Балашовой И.Б., Серышевой Н.И.
при секретаре Титаренко Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Ермаковой Марины Юрьевны к Администрации Волгограда, Департаменту по образованию Администрации Волгограда, Кировскому территориальному управлению Департамента по образованию Администрации Волгограда о признании незаконным бездействие в не предоставлении возможности получения общедоступное бесплатное дошкольное образование, о возложении обязанности по реализации права на доступное дошкольное образование,
по апелляционной жалобе представителя администрации города Волгограда Саенко Н.А.
на решение Центрального районного суда г.Волгограда от 26 ноября 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования Ермаковой Марины Юрьевны к Администрации города Волгограда, Департаменту по образованию Администрации Волгограда, Кировскому территориальному управлению Департамента по образованию Администрации Волгограда о признании незаконным бездействие в не предоставлении возможности получения общедоступное бесплатное дошкольное образование, возложении обязанности по реализации права на доступное дошкольное образование удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Волгограда предоставить ребёнку Ермакову Андрею Дмитриевичу, 17 января 2010 года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня на территории Кировского района г. Волгограда.
В удовлетворении остальной части исковых требований Ермаковой Марины Юрьевны к Администрации города Волгограда, Департаменту по образованию Администрации Волгограда, Кировскому территориальному управлению Департамента по образованию Администрации Волгограда о признании незаконным бездействие в не предоставлении возможности получения общедоступное бесплатное дошкольное образование, возложении обязанности по реализации права на доступное дошкольное образование, отказать.
Заслушав доклад судьи Андреева А.А., судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Ермакова М.Ю. обратилась в суд с иском к Департаменту по образованию Администрации Волгограда, Кировскому территориальному управлению Департамента по образованию Администрации Волгограда о признании незаконным бездействие в не предоставлении возможности получения общедоступное бесплатное дошкольное образование, о понуждении к предоставлению Ермакову А.Д., 17.01.2010 года рождения путёвку для определения в качестве воспитанника в группу полного дня в дошкольное образовательное учреждение (детский сад) по месту жительства.
В обоснование требований указала, что
является матерью Ермакова А.Д., 17.01.2010 года рождения.
21.04.2010 года ребёнок поставлен на очередь на поступление в детский сад.
При обращении в Кировское территориальное управление Департамента по образованию Администрации Волгограда с вопросом о предоставлении её ребёнку путёвки на поступление в детский сад, ей было отказано.
Полагала, что нарушено право несовершеннолетнего на общедоступность дошкольного образования.
Просила признать незаконным бездействия ответчиков, выразившиеся в непредставлении Ермакову А.Д. возможности получать общедоступное бесплатное дошкольное образование, обязать Кировское территориальное управление Департамента по образованию Администрации Волгограда предоставить ребёнку Ермакову А.Д. 17.01.2010 года рождения место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства.
Судом по ходатайству представителя истца в качестве соответчика была привлечена Администрация Волгограда.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Волгограда Саенко Н.А. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях,
Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к образовательным учреждениями относятся в том числе, дошкольные учреждения.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В силу ст. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В соответствии с п. 3 - п. 5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 N 2562 и регулирующего деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов, дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми; обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр и уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Согласно п. 26 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). При этом наступление очереди по списку будущих воспитанников в качестве обязательного условия приема детей в дошкольное образовательное учреждение, несоблюдение которого может повлечь отказ в приеме, положениями указанных выше актов федерального законодательства не предусмотрено.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время относится к вопросам местного значения муниципального образования.
Согласно Устава города-героя Волгограда, принятого Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005 г. N 20/362, администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда. Администрация Волгограда является юридическим лицом. Администрация Волгограда состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений - органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего подразделения.
В соответствии с Решением Волгоградской городской Думы от 16.02.2011 г. N 42/1311 в структуру администрации Волгограда входит Департамент по образованию администрации Волгограда как отраслевое структурное подразделение администрации Волгограда, является юридическим лицом, которое ведает образованием и выступает от имени города.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Ермакова М.Ю. является матерью Ермакова А.Д., 17.01.2010 года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении II-РК N 522955 от 28.01.2010г.
Ребенок совместно с родителями проживает в Кировском районе г. Волгограда.
Согласно Книги учёта будущих воспитанников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования Кировского района г. Волгограда, 21.04.2010 г. Ермаков А.Д. поставлен в очередь на получение места в детском саду N 284.
10.09.2012 г. истец обратилась с заявлением в Кировское территориальное управление департамента по образованию Администрации Волгограда о предоставлении ребёнку места в МДОУ в группе полного дня, однако получила отказ в связи с отсутствием в детских садах свободных мест.
По состоянию на 14.09.2012 г. номер очереди Ермакова А.Д. на получение места в детском саду - 176.
На момент рассмотрения дела в суде возраст Ермакова А.Д. составляет 3 года, с момента постановки на учет будущих воспитанников муниципальных образовательных учреждений прошло более 2,5 лет.
Указанные обстоятельства также подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что орган местного самоуправления в лице администрации города Волгограда обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, в форме посещения муниципального дошкольного учреждения, обосновано удовлетворив требования.
Доводы жалобы о том, что предоставлением места в дошкольном учреждении Ермакову Д.А. будет нарушено равенство возможностей для реализации прав на образование других лиц, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании закона, прямо возлагающим на орган местного самоуправления обязанность по организации дошкольного образования.
Ссылка на то, что судом не приняты во внимание нормы ФЗ "О пожарной безопасности", а также нормы "СанПин" не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку не имеет юридического значения при разрешении настоящего спора по существу.
Остальные доводы жалобы, также не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и получили в решении надлежащую правовую оценку, изменять которую у судебной коллегии оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 26 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Волгограда Саенко Н.А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.