судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.,
судей Самойловой Н.Г., Жабиной Н.А.,
при секретаре Чернове И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Волгограде по докладу судьи областного суда Самойловой Н.Г.,
гражданское дело по апелляционной жалобе Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда
на заочное решение Центрального районного суда г. Волгограда от 08 октября 2012 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Красноармейского района г.Волгограда интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда о возложении обязанности исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, на Департамент городского хозяйства администрации Волгограда возложена обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить оценку технического состояния дорог на соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик требованиям законодательства Российской Федерации по "адрес",
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда о проведении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения по оценке технического состояния дорог на соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик требованиям законодательства РФ, на том основании, что 01.08.2012 года прокуратурой совместно с государственным инспектором отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по г. Волгограду проводилась проверка состояния дорог Красноармейского района г. Волгограда в ходе, которой установлено: несоответствие требованиям п.3.1.1, п.3.1.2 ГОСТ Р50597-93 дорожного покрытия на следующих участках дорог: напротив многоквартирных домов N " ... " по "адрес" и на пересечении п "адрес" с "адрес" выявлены деформации дорожного покрытия в виде выбоин; на "адрес" имеются поперечные просадки дорожного покрытия; на "адрес" от "адрес" до пе "адрес" имеются продольные просадки дорожного покрытия. Поскольку указанные участки дорог относятся к дорогам местного значения, осуществление дорожной деятельности на которых относиться к полномочиям Департамента городского хозяйства администрации Волгограда, просил суд обязать департамент осуществить оценку технического состояния дорог на соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик требованиям законодательства Российской Федерации по "адрес"
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент городского хозяйства администрации Волгограда о спаривает законность и обоснованность решения суда ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушения судом норм процессуального права, просит его отменить.
Департамент городского хозяйства администрации Волгограда, ОГИБДД УМВД РФ по г. Волгограду надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились в связи, с чем на основании статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствии.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления, обсудив эти доводы, выслушав прокурора Мещерякову Л.В. возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 6, части 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований; мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Согласно статье 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных доро "адрес" ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
В соответствии с распоряжением Минтранса Российской Федерации от 03 октября 2002 года N ИС-840-р с 15 октября 2002 года применяется ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог".
Из пункта 4.1.6 Правил следует, что по результатам диагностики и оценки состояния дорог в процессе эксплуатации владельцы дорог выявляют участки, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, и, руководствуясь "Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", определяют виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию, ремонту и реконструкции с целью повышения их транспортно-эксплуатационного состояния до требуемого уровня.
Результаты диагностики и оценки дорог являются пред проектными материалами и информационной базой для разработки в установленном порядке проектов реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания эксплуатируемых дорог.
Таким образом, капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог может быть определен органом местного самоуправления только после оценки технического состояния автомобильных дорог, проведенной в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке.
Согласно требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения дорожного движения" покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В соответствии с Реестром автомобильных дорог, утвержденным Постановлением главы Волгограда от 16 октября 2008 г. N2143 улица "адрес" относится к автомобильным дорогам местного значения.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда совместно с ОГИБДД УМВД РФ по г. Волгограду установлено несоответствие требованиям дорожного покрытия п.3.1.1, п.3.1.2 ГОСТ Р50597-93 следующих участков дорог в Красноармейском районе г. Волгограда: напротив многоквартирных домов N N " ... " по "адрес" имеются деформации дорожного покрытия в виде выбоин: по длине более 1 м.20 см, по ширине более 1 м.70 см., по глубине - более 8 см.; по "адрес" имеются поперечные просадки дорожного покрытия по глубине 5 см., по ширине 1м. 80 см., по длине 70 см.; на пересечении п "адрес" с "адрес" выявлены деформации дорожного покрытия в виде выбоин: по длине 1 м 10 см., по ширине 1 м.80 см., по глубине 12 см.; по "адрес" от "адрес" до пе "адрес" имеются продольные просадки дорожного покрытия по глубине 8 см.
Как усматривается из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт N " ... " с М. на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети Волгограда на 2012 год, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
При этом проведение ремонта автомобильных дорог напротив многоквартирных домов N " ... " по "адрес", на пересечении п "адрес" с "адрес" от "адрес" до пе "адрес" не запланировано, что подтверждается Приложением 2/2 к Техническому заданию муниципального контракта N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, как следует из письма руководителя Департамента городского хозяйства администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N N " ... " диагностика автомобильных дорог по "адрес" в 2012 году не проводилась ввиду отсутствия целевого бюджетного финансирования в текущем году на выполнение данных видов работ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог на участке улиц "адрес" является неудовлетворительной, дорожное полотно не соответствует установленным требованием, муниципальных контрактов на его ремонт заключено, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и обуславливает необходимость проведения оценки технического состояния указанных дорог, для организации в дальнейшем их ремонта.
В тоже время, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции ошибочно возложил обязанность по оценки технического состояния дорог на соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик требованиям законодательства РФ на Департамент городского хозяйства , поскольку Согласно Положению о Департаменте городского хозяйства, утвержденному Решением Волгоградской городской Думы N 15/446 от 04.02.2009 года, Департамент является структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет функции на основании переданных полномочий органа местного самоуправления от имени администрации Волгограда.
Следовательно, Департамент городского хозяйства администрации Волгограда не может быть признан надлежащим ответчиком по делу, поскольку согласно ст. 5 Устава города-героя Волгограда к вопросам местного значения городского округа Волгоград относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального Закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, надлежащим ответчиком по заявленным прокуратурой требованиям в соответствии с действующим законодательством является администрация Волгограда.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Предъявление требования к ненадлежащему ответчику является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска.
При таких обстоятельствах решение суда о возложении обязанности на Департамент городского хозяйства администрации Волгограда исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене в этой части.
Отменяя решение суда, судебная коллегия считает необходимым принять новое решение, которым прокурору Красноармейского района г.Волгограда, действующему в интересах неопределенного круга лиц, в удовлетворении исковых требований к Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда о возложении обязанности исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения - отказать.
Руководствуясь ст.ст. 328 -330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Центрального районного суда г. Волгограда от 08 октября 2012 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Красноармейского района г.Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда о возложении обязанности исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно осуществить оценку технического состояния дорог на соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик требованиям законодательства Российской Федерации по "адрес" - отказать.
Председательствующий: " ... "
Судьи: " ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.