судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.
судей: Василенко С.К., Жабиной Н.А.,
при секретаре Стрепетовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе и.о. руководителя Департаменты муниципальных выплат и работы с населением администрации Волгограда Клюевой С.В.
на решение Центрального районного суда города Волгограда от 29 августа 2012 года, которым постановлено:
исковые требования Аврамовой В. В. к Департаменту муниципальных выплат и работ с населением администрации Волгограда об обязании произвести перерасчет и предоставить субсидию - удовлетворить.
Обязать Департамент муниципальных выплат и работы с населением администрации Волгограда произвести расчет и предоставить Аврамовой В. В. с ДД.ММ.ГГГГ субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по региональным стандартам.
Дополнительным решением Центрального районного суда города Волгограда от 17 декабря 2012 года на Департамент муниципальных выплат и работы с населением администрации Волгограда возложена обязанность произвести расчет и предоставить Аврамовой В.В. с 01 июля 2012 года субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по региональным стандартам для одиноко проживающих граждан.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Василенко С.К., судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
Аврамова В.В. обратилась в суд с иском к Департаменту муниципальных выплат и работы с населением администрации Волгограда о возложении обязанности произвести перерасчет оплаты квартирной платы и коммунальных услуг занимаемого ею жилого помещения и предоставить ей субсидию на оплату квартирной платы и коммунальных услуг.
В обосновании заявленных требований указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", где зарегистрирована и постоянно проживает.
В связи с тем, что платежи за коммунальные услуги и содержание жилого помещения превышают максимально допустимый уровень расходов граждан в совокупном доходе, то она обратилась в отдел субсидий и работы с населением по "адрес" с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения. По ее обращению было принято решение о назначении субсидии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... " ежемесячно, что, по ее мнению, не соответствует требованиям закона, так как размер субсидии был рассчитан на состав семьи из двух человек, что не соответствует действительности, поскольку в указанном жилом помещении зарегистрирована, но не проживает ФИО1, которая не является членом ее семьи и не может учитываться при расчете размера субсидии.
Просит суд обязать Департамент муниципальных выплат и работы с населением администрации Волгограда произвести расчет и предоставить ей субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по региональным стандартам для одиноко проживающих граждан с 01.07.2012 года.
Суд постановил указанные выше решение и дополнительное решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, и.о. руководителя Департаменты муниципальных выплат и работы с населением администрации Волгограда Клюева С.В. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции при вынесении решения неправильно применил нормы материального права.
Аврамова В.В. полагая решение суда законным и обоснованным, просит в письменном отзыве об оставлении без удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Департамента муниципальных выплат и работы с населением администрации Волгограда, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем на основании статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда и дополнительного решения, постановленных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются:
1) рассмотрение дела судом в незаконном составе;
2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство;
4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;
6) отсутствие в деле протокола судебного заседания;
7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.
Таких оснований для отмены решения суда первой инстанции не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 321.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно части 2 статьи 159 Жилищного кодекса российской Федерации право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.
В силу части 3 статьи 159 Жилищного кодекса российской Федерации субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 23.04.2007 года N 647 "О региональных стандартах, используемых при расчете субсидий, предоставляемых гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату коммунальных услуг и содержание жилого помещения установлен в размере 20 процентов совокупного дохода семьи.
Порядок определения состава семьи получателя субсидии регламентируется Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года N 761 (ред. от 24.12.2008, с изм. от 26.10.2011) "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в соответствии с разделом III в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся: а) членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) членами семьи иных граждан, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии со статьей 2 СК РФ. Уполномоченный орган при решении вопроса о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера определяет состав семьи заявителя в соответствии с настоящими Правилами.
Как следует из материалов дела, Аврамова В.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", где зарегистрирована и постоянно проживает.
Уведомлением Департамента муниципальных выплат и работы с населением администрации Волгограда N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ Аврамова В.В. информирована о том, что ей назначена субсидия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... ". ежемесячно на состав семьи из двух человек.
Из справки учетно-регистрационного отдела МБУ " " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что в квартире "адрес" зарегистрированы - Аврамова В.В. и ФИО1
Как следует из временного удостоверения постоянного проживания, выданного Управлением МВД "адрес" ФИО1 с 06.09.2005 года временно зарегистрирована и проживает "адрес"
Удовлетворяя исковые требования Аврамовой В.В., суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 31, 159 ЖК РФ, Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 761 от 14.12.2005 года "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", а также Методическими рекомендациями по применению Правил, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 58\403 от 26.05.2006 года, обосновано указал на то, что определение прав на субсидии граждан, проживающих в коммунальной квартире по самостоятельным основаниям и являющимися членами различных семей, а так же расчет размера субсидий производится раздельно.
В соответствии со статьей 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно пунктов 35 - 38 Методических рекомендаций по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также подпункту "б" пункта 18 Правил, в соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения необходимо относить проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и родителей данного собственника.
Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Состав семьи заявителя в целях предоставления субсидии определяется уполномоченным органом. В состав семьи заявителя включаются только те члены семьи, которые соответствуют условиям предоставления субсидий в зависимости от наличия гражданства Российской Федерации и регистрации по месту жительства. При наличии разногласий между заявителем (получателем субсидии) и проживающими совместно с ним по месту постоянного жительства лицами, в том числе родственниками (свойственниками), по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя (получателя субсидии) лиц, признанных таковыми в судебном порядке.
Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что состав семьи определяется с учетом совместно проживающих членов семьи.
Определяющим для статуса одиноко проживающего гражданина является факт его проживания в жилом помещении без членов семьи.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного разбирательства не установлено наличие между истцом и ФИО1 отношений, присущих членам одной семьи.
Вследствие этого, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что применение ответчиком регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на состав семьи, состоящей из двух человек в размере " ... ", не обоснован и имеются основания для расчета размера субсидии на истца, как на одиноко проживающего гражданина.
Выводы суда не противоречат требованиям закона, регулирующего настоящие правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что при применении регионального стандарта в расчете субсидии имеет значение именно факт регистрации гражданина по месту жительства, а не его отнесение к членам семьи заявителя, не может быть принят во внимание, поскольку он направлен на иное неправильное толкование норм материального права.
Прочие доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Волгограда от 29 августа 2012 года и дополнительное решение Центрального районного суда города Волгограда от 17 декабря 2012 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу и.о. руководителя Департаменты муниципальных выплат и работы с населением администрации Волгограда Клюевой С. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.