Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи - Андреева А.А.,
судей - Балашовой И.Б.,Кравцовой Е.В.,
при секретаре -Лётовой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болтыховой Нины Владимировны к администрации Тракторозаводского района г. Волгограда о признании отказа в согласовании перепланировки незаконным, возложении обязанности согласовать перепланировку,
по апелляционной жалобе администрации Тракторозаводского района г. Волгограда на решениеТракторозаводского районного суда г. Волгограда от 29ноября 2012 года, которымрешение администрации Тракторозаводского района г. Волгограда N 13/4106 от 15 октября 2012 года об отказе в сохранении жилого помещения - квартиры "адрес" признано незаконным. Возложена обязанность устранить допущенные нарушения путём принятия решения о согласовании с Болтыховой Н.В. перепланировки и переустройства указанной квартиры.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного судаБалашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Болтыхова Н.В. является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
В квартире были произведены перепланировка и переустройство, которые не нарушают прочность несущих конструкций здания, не нарушают работу инженерных сетей и противопожарных устройств.
Между тем, решением администрацииТракторозаводского района г. Волгограда ей было отказано в согласовании самовольной перепланировки и переустройства жилого помещения.
Не согласившись с данным решением, Болтыхова Н.В. обратилась в суд с заявлением и просила признать решение администрации Тракторозаводского района г. Волгограда от 15 октября 2012 года N 13/4106 об отказе в сохранении "адрес" в перепланированном состоянии незаконным, устранить допущенные нарушения путём принятия решения о согласовании с ней перепланировки квартиры.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с данным решением, глава администрацииТракторозаводского района г. Волгограда обратился с апелляционной жалобой, в которой оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, указывая на то, что администрация Тракторозаводского района г. Волгограда не наделена полномочиями по согласованию самовольно произведенной перепланировки и переустройства, в соответствии с Постановлением администрации Волгограда от 31 марта 2005 года N 540 "Об утверждении Временногопорядка согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда, Временного порядка принятия решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые на территории Волгограда и Временного порядка согласования реконструкции нежилых помещений, находящихся в жилых и нежилых зданиях, строениях, сооружениях на территории Волгограда" (ред. от 15 апреля 2011 года).
В заседании суда апелляционной инстанции истец Болтыхова Н.В. просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель администрации Тракторозаводскогорайона г. Волгограда в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик извещён по правилам статьи 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке части 3 статьи 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения предоставляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденнойПравительствомРоссийской Федерации; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченным наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Исходя из пунктов 2.1,2.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений", утверждённого постановлением администрации Волгограда от 12 сентября 2012 года N 2700, администрации районов Волгограда являются территориальными структурными подразделениями администрации Волгограда, непосредственно предоставляющими муниципальную услугу "Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений".
В пункте 2.2."Временного порядка согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда ... " утверждённого постановлением администрации Волгограда от 31 марта 2005 года N 540 установлено, что для проведения переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) представляет в администрацию района Волгограда заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения поформе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 г. N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения".
правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое, реконструируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилого помещения (далее - проект). В случае если переустройство и (или) перепланировка связаны с устройством и демонтажем встроенной мебели, кладовых, возведением некапитальных перегородок, закрытием арочных и дверных проемов, установкой входных дверей и другими случаями, не затрагивающими конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности помещения, при наличии заключения о надежности и безопасности помещения, выданного лицензированной организацией, либо акта о надежности и безопасности помещения, выданного районными бюро технической инвентаризации, имеющими в своем составе соответствующих специалистов, проект может не представляться;
технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого, реконструируемого жилого помещения;
согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое, реконструируемое жилое помещение на основании договора социального найма;
заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения, реконструкции, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры;
В силу части 4 статьи 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Вместе с тем, положения статьи 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 7 части 1 статей 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства (перепланировки) жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Как следует из разъяснений, приведённых в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2006 года, утверждённым Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 года - вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование, о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма (при наличии заявления гражданина о сохранении жилого помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Верховный Суд Российской Федерации также указал, что в решении суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии должно быть указано, что оно является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение.
При разрешении спора судом установлено, что Болтыхова Н.В. является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Согласно плана квартиры, "адрес" состояла из трёх жилых комнат, коридора, ванной, кухни, кладовой и балкона, общая площадь составляла 57,9 кв.м, в том числе жилая площадь - 43,8 кв.м.
В указанной квартире в целях благоустройства была проведена перепланировка и переустройство, а именно были выполнены работы: в жилой комнате N 1 возведена перегородка из ГКЛ на алюминиевом каркасе т=0,1 м с устройством коридора N 8 и жилой комнаты N 1 в новых размерах, произведена заделка существующего дверного проёма между жилой комнатой N 1 и жилой комнатой N 2 листами ГКЛ и пробит новый дверной проём с устройством коридора N 9 (ранее жилой комнаты N 1), произведена внутренняя отделка санузла, повлекшая незначительное увеличение площади.
В результате проведённой перепланировки в квартире образованы новые помещения: коридор (поз.8) площадью 1,6 кв.м и коридор (поз.9) площадью 1,7 кв.м, площадь жилой комнаты (поз.1) уменьшилась с 20,9 кв.м. до 17,5 кв.м. Общая площадь квартиры изменилась с 57,9 кв.м. до 57,7 кв.м., а жилая площадь с 43,8 кв.м до 40,4 кв.м.
Выполненная перепланировка не нарушает права и интересы граждан, не оказала влияния на основные несущие конструкции здания и его безаварийную дальнейшую эксплуатацию.
Болтыхова Н.В. обратилась в администрацию Тракторозаводского района города Волгограда с заявлением о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии с приложением документов, предусмотренных ст. 26 ЖК РФ.
Между тем, решением администрации Тракторозаводского района г. Волгограда от 15 октября 2012 года Болтыховой Н.В. отказано в согласовании самовольной перепланировки и переустройства жилого помещения ввиду отсутствия полномочий по сохранению самовольно выполненной перепланировки жилого помещения.
Указанные обстоятельства подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Учитывая изложенное, суд обоснованно признал незаконным решение администрации Тракторозаводского района, поскольку перепланировка квартиры, расположенная по адресу: "адрес" не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни или здоровью и принял правильное решение об устранении допущенных нарушений путём принятия решения о согласовании с истцом перепланировки и переустройства квартиры.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Тракторозаводского района не наделена полномочиями по согласованию самовольно произведённой перепланировки и отказывая в ее согласовании, действовала в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 27 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Из пункта 3.1. "Временного порядка согласования переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилых помещений в жилых домах на территории Волгограда ... " утверждённого постановлением администрации Волгограда от 31 марта 2005 года N 540 следует, что отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилого помещения допускается в случае:
непредставления документов, указанных в пункте 2.2 раздела 2 настоящего порядка;
представления документов в ненадлежащий орган;
несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилого помещения требованиям законодательства Российской Федерации.
Пункт 3.2. "Временного порядка ... " предусматривает, что решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки, реконструкции жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 3.1 настоящего раздела.
При этом решение администрации Тракторозаводского района г. ВолгоградаN от 15 октября 2012 года N 13\4106 об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения оснований отказа, предусмотренных частью 1 статьи 27 ЖК РФ и предусмотренные п.3.1 "Временного порядка ... " не содержит.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, выводы суда мотивированы и подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами.
Решение суда является правильным. Вместе с тем, судебная коллегия, с учётом вышеприведённых разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, считает необходимым внести в него изменения, дополнив резолютивную часть решения указанием на то, что решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 29 ноября 2012 года является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учёт недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решениеТракторозаводского района г. Волгограда от 29ноября 2012 годаизменить, дополнив его резолютивную часть указанием на то, что решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 29 ноября 2012 года является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учёт недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Тракторозаводского района г. Волгограда оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.