судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Кравцовой Е.В.
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ираклионовой Людмилы Николаевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области по внесению Записей в книгу учета входящих документов, по приостановлению, по возобновлению, по правовой экспертизе документов, по отказу в государственной регистрации
по апелляционной жалобе Ираклионовой Людмилы Николаевны
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 24 октября 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковое заявление Ираклионовой Людмилы Николаевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области по внесению Записей в книгу учета входящих документов, по приостановлению, по возобновлению, по правовой экспертизе документов, по отказу в государственной регистрации - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Тертышной В.В., судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Ираклионова Л.Н. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области по внесению записей 06 апреля 2012 года в книгу учета входящих документов, по проведению 05 мая 2012 года правовых экспертиз документов, представленных на регистрацию права, по приостановлению государственной регистрации права, по возобновлению государственной регистрации права, по отказу в государственной регистрации права.
В обоснование требований указала, что 04 апреля 2012 года были поданы заявления и документы на регистрацию права общей долевой собственности на нежилое помещение N " ... ", расположенное по адресу "адрес" и на нежилое помещение N " ... ", расположенное по адресу: "адрес"
При приеме документов государственным регистратором незаконно не указано время приема документов с точностью до минуты, незаконно была проведена правовая экспертиза представленных заявителями документов, поскольку юридическая сила указанных документов никем не оспорена.
Также регистратором неправомерно была приостановлена государственная регистрация права, о которой она и заинтересованные лица не были извещены, в связи с чем, не имели возможности представить необходимые документы, что привело к незаконному отказу в проведении государственной регистрации права.
Считала, что незаконными действиями государственный регистратор нарушил их права и законные интересы, лишив возможности зарегистрировать право общей долевой собственности на объекты недвижимости за заявителями.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Ираклионова Л.Н. оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм процессуального и материального права.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, государственного служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ (ред. от 12 декабря 2011 года) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ в государственной регистрации права может быть обжалован в суд.
В силу ч.1, ч.2, ч.5, ч.6, ч.7 и ч.8 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ (ред. от 12 декабря 2011 года) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее также в настоящей статье - посредством почтового отправления).
При получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав должностное лицо органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.
Если заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, в книге учета документов также указывается дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующем объекте недвижимости после завершения на основании указанного заявления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает получение документов на государственную регистрацию прав.
Регистрационные действия начинаются со дня приема документов на государственную регистрацию прав. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в последовательности, определенной порядком приема документов.
Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, является день получения таких заявления и документов соответствующим органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, за исключением случая представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ (ред. от 12 декабря 2011 года) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
- прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов (в ред. Федерального закона от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ);
- правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
- установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ (ред. от 12 декабря 2011 года) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также, в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе (в ред. Федерального закона от 03 декабря 2011 года N 383-ФЗ).
В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц.
Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 04 апреля 2012 года от граждан С.Ю.А.., М.В.П.., П.Н.Т.., В.В.Ф.., Ираклионовой Л.Н. сотрудником Управления были приняты документы для государственной регистрации права общей долевой собственности на нежилое помещение N " ... ", расположенное по адресу: "адрес", и нежилое помещение N " ... ", расположенное по адресу: "адрес"
При принятии документов в программе учета заявлений, внесении в реестр учета принятых заявлений, оформлении расписки в приеме заявлений, произошел сбой, в связи с чем, по технически причинам невозможно было выдать заявителям расписку в приеме документов от 04 апреля 2012 года.
06 апреля 2012 года представителем Управления в Книгу учета входящих документов были внесены сведения о приеме заявлений от граждан С.Ю.А.., М.В.П.., П.Н.Т.., В.В.Ф.., Ираклионовой Л.Н. о проведении государственной регистрации права, сформирована расписка в принятии документов для государственной регистрации права общей долевой собственности на нежилое помещение N " ... ", расположенное по адресу: "адрес", и нежилое помещение N " ... ", расположенное по адресу: "адрес"
Получение документов на государственную регистрацию прав от 06 апреля 2012 года подтверждает уточненная расписка с перечнем принятых документов и указанием даты и времени их представления на регистрацию.
В качестве правоустанавливающих документов на государственную регистрацию права на нежилые помещения представлены протокол ТСЖ " " ... "" от 07 апреля 2011 года о передаче членам ликвидируемого ТСЖ " " ... "" имущества ТСЖ " " ... "", оставшегося после расчетов с кредиторами, и акты приема-передачи имущества членам ТСЖ " " ... "" от 07 апреля 2011 года.
В ходе проведения действий по осуществлению государственной регистрации права государственным регистратором была проведена правовая экспертиза представленных заявителями документов на предмет обоснованности и достаточности для государственной регистрации права собственности.
Установив, что в ЕГРП отсутствует запись о государственной регистрации права собственности ТСЖ " " ... "" на объекты недвижимости: на нежилое помещение N " ... ", расположенное по адресу: "адрес", и нежилое помещение N " ... ", расположенное по адресу: "адрес", государственным регистратором 05 мая 2012 года принято решение о приостановлении государственной регистрации права на срок 1 месяц, о чем заявителям были направлены сообщения с предложением представить правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие зарегистрированного права на объекты недвижимости в ЕГРП в срок до 05 июня 2012 года.
05 июня 2012 года решением государственного регистратора проведение государственной регистрации прав возобновлено, в связи с не представлением документов, подтверждающих зарегистрированное право на объекты недвижимости за ТСЖ " " ... "" по состоянию на 07 апреля 2011 года, в проведении государственной регистрации права заявителям отказано.
Сообщения об отказе в государственной регистрации права 05 июня 2012 года направлены заявителям.
Указанные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
Принимая во внимание изложенное, и, учитывая положения приведенных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Управления по приему и правовой экспертизе документов произведены в рамках предоставленных ему полномочий, решения о приостановлении, возобновлении регистрации и отказе в государственной регистрации не противоречат действующему законодательству, приняты с соблюдением процедуры, установленной законом, не нарушают прав и свобод заявителей, в связи с чем, постановил правильное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом, сам по себе отказ в государственной регистрации права не препятствует при устранении недостатков, послуживших основанием для отказа, обратиться вновь с заявлением о государственной регистрации права.
Кроме того, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Учитывая, что истец о ее нарушенном праве узнала 13 июня 2012 года, то процессуальный срок для обращения в суд за защитой нарушенного права истек 13 сентября 2012 года, истец обратилась в суд 15 октября 2012 года, то есть по истечении 1 месяца со дня окончания срока, предоставленного законом заявителю для обращения в суд за защитой нарушенного права.
В заявлении о восстановлении процессуального срока отсутствуют причины его пропуска.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда о пропуске заявителем срока обращения в суд.
Доводы жалобы о том, что суд оставил без рассмотрения ходатайство истца о восстановлении срока для подачи заявления, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они противоречат материалам дела.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, поэтому они не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения суда. Изложенные в жалобе доводы сводятся к переоценке исследованных судом доказательств по делу, иному толкованию законодательства, что не может повлечь отмену решения, основанного на выводах, с которыми согласилась судебная коллегия.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 24 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ираклионовой Людмилы Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.