судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Захаровой Т.А.
при секретаре Пахотиной Е.И.
с участием прокурора Дружининой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Набатовой Ольги Владимировны о признании абз. 6 и 9 п.1.2, п.п.2.1.4, 2.1.5, п.п. 2.6.6, п.2.8, абз. 2 п.4.3, п.4.4 Решения Волгоградской Городской Думы N26/768 от 25.11.2009 года "О порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда" не соответствующему действующему законодательству РФ в период его действия с 30.10.2009 года по 22.11.2012 года
по апелляционной жалобе представителя администрации Волгограда К.Р.В.
апелляционному представлению участвующего в деле помощника прокурора Центрального района г. Волгограда Стрельниковой В.В.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 20 декабря 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Заявление Набатовой Ольги Владимировны - удовлетворить.
Признать не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации абз. 6 и 9 п.1.2,п.п.2.1.4,2.1.5,п.п. 2.6.6, п.2.8, абз. 2 п.4.3, п.4.4 Решения Волгоградской Городской Думы N26/768 от 25.11.2009 года " О порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда" в период его действия с 25.11.2009 года по 22.11.2012 год.
Заслушав доклад судьи Тертышной В.В., выслушав представителя администрации Волгограда Т.Н.Н.., представителя Волгоградской городской Думы Д.С.А.., поддержавших доводы жалобы, прокурора Дружинину И.А., поддержавшую доводы апелляционного представления, Набатову О.В., представителя Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области М.О.Л.., представителя Аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской области П.Н.В.., возражавших по доводам жалобы и представления, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Набатова О.В. обратилась в суд с заявлением о признании решения Волгоградской Городской Думы N26/768 от 25 ноября 2009 года "О порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда" не соответствующему действующему законодательству РФ.
В обоснование заявленных требований указала, что 25 ноября 2009 года Волгоградской городской Думой принято решение N26/768 "О порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда", которое вступило в силу со дня его опубликования в газете "Городские Вести. Царицын-Сталинград-Волгоград".
Нормы данного акта не соответствуют федеральному законодательству и Уставу города-героя Волгограда, а также в нем имеются коррупциогенные факторы.
Абзацами шестым и девятым пункта 1.2 раздела 1 и подпунктами 2.1.4, 2.1.5 пункта 2.1. раздела 2 Порядка определено, что жилые помещения муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда предназначены для временного проживания, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и не имеющих закрепленного жилья (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей); граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека, что противоречит федеральному законодательству.
Непосредственно указанным решением городской Думы были затронуты ее права как жилищные, так и конституционные, так как у нее имеется право на получение жилого помещения в доме "адрес", как бывшего работника предприятия, оставшегося без жилого помещения в связи передачей его на баланс муниципалитета.
Однако на основании оспариваемогорешенияВолгоградской городской Думы N 26/768 от 25 ноября 2009 года Департамент по жилищной политике администрации г. Волгограда пытается передать жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" М.С.С.., который не состоит в трудовых отношениях с бюджетными организациями, не является малообеспеченным гражданином.
Между тем, в указанной квартире с 03 сентября 2008 года проживает и зарегистрирована Набатова О.В.
Считала, что сотрудники Департамента по жилищной политике администрации г.Волгограда превысили свои полномочия при выдаче заключения в апреле 2010 года и не обоснованно включили М.С.С. в список для получения жилого помещения маневренного фонда.
Просила суд признать решение Волгоградской Городской Думы N26/768 от 25 ноября 2009 года "О порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда" не соответствующему действующему законодательству РФ.
В дальнейшем уточнила требования в части признании решения Волгоградской Городской Думы N26/768 от 25 ноября 2009 года "О порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда" не соответствующему действующему законодательству РФ за период с 25 ноября 2009 года по 22 ноября 2012 года, а также просила признать несоответствие именно абз. 6 и 9 п.1.2, п.п.2.1.4, 2.1.5, п.п. 2.6.6, п.2.8, абз. 2 п.4.3, п.4.4 указанного решения.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Волгограда К.Р.В ... и апелляционном представлении участвующий в деле помощник прокурора Центрального района г. Волгограда Стрельникова В.В. оспаривают законность и обоснованность решения, просят его отменить.
В обоснование жалобы и представления указано на нарушение судом норм процессуального и материального права.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы и представления, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 25 ноября 2009 года Волгоградской городской Думой принято решение N26/768 "О порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставление жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда", которое вступило в силу со дня его опубликования в газете "Городские Вести. Царицын-Сталинград-Волгоград".
Решением утвержден Порядок формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда (далее - Порядок).
Абзацами шестым и девятым пункта 1.2 раздела 1 и подпунктами 2.1.4, 2.1.5 пункта 2.1. раздела 2 Порядка определено, что жилые помещения муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда предназначены для временного проживания, в том числе:
- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и не имеющих закрепленного жилья (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей);
- граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека.
31 октября 2012 года решением Волгоградской городской Думой N 68/2040, вступившим в силу со дня его опубликования в газете "Городские Вести. Царицын-Сталинград-Волгоград" 22 ноября 2012 года, признано утратившим силу решение Волгоградской городской Думы от 25 ноября 2009 года N 26/768 "О порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставление жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда".
Таким образом, на момент рассмотрения дела по существу редакция нормативно-правового акта, оспариваемого Набатовой О.В., утратила силу, соответственно, не порождала правовых последствий, не могла повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку в нем оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Согласно разъяснениям, данным в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", судья отказывает в принятии заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, в числе прочего, если в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшим, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
В соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции, разрешая заявление Набатовой О.В. по существу в порядке главы 24 ГПК РФ, указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем, постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.
Отменив решение суда первой инстанции, судебная коллегия, в соответствии с п. 3 ст. 328 ГПК РФ, разрешает вопрос по существу и прекращает производство по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 220, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 20 декабря 2012 года отменить.
Производство по делу по заявлению Набатовой Ольги Владимировны о признании абз. 6 и 9 п.1.2, п.п.2.1.4, 2.1.5, п.п. 2.6.6, п. 2.8, абз. 2 п. 4.3, п. 4.4 решения Волгоградской Городской Думы N26/768 от 25 ноября 2009 года "О порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставление жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда" не соответствующему действующему законодательству РФ в период его действия с 30 октября 2009 года по 22 ноября 2012 года - прекратить.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.