судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Захаровой Т.А.
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мусиенко Екатерины Сергеевны в защиту интересов несовершеннолетнего ребенка М.Д ... к Администрации Волгограда, Департаменту по образованию г.Волгограда, Тракторозаводскому территориальному управлению департамента по образованию администрации Волгограда о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении
по апелляционной жалобе представителя администрации Волгограда С.Н.А.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 25 декабря 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковое заявление Мусиенко Екатерины Сергеевны к Администрации Волгограда, Департаменту по образованию г.Волгограда, Тракторозаводскому территориальному управлению департамента по образованию администрации Волгограда о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непредставлении М.Д. общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Обязать администрацию Волгограда предоставить М.Д. в группу полного дня муниципального образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Тракторозаводского района г.Волгограда.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Тертышной В.В., судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Мусиенко Е.С. обратилась в суд с иском к Тракторозаводскому территориальному управлению департамента по образованию администрации Волгограда, Департаменту по образованию администрации Волгограда о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении.
В обоснование заявленных требований указала, что 02 февраля 2011 года ее сын М.Д. поставлен на очередь на поступление в детский сад. Несмотря на неоднократные обращения истца в территориальное управление департамент по образованию администрации Волгограда путевка на поступление в детский сад ребенку не выдана. Полагала, что нарушено право ее ребенка на общедоступность дошкольного образования.
Просила суд признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в непредставлении М.Д. общедоступного бесплатного дошкольного образования, обязать ответчиков предоставить М.Д. путевку в группу полного дня муниципального образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Тракторозаводского района г.Волгограда в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства по делу была привлечена в качестве соответчика администрация Волгограда.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Волгограда С.Н.А ... оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм процессуального и материального права.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Из положений ст. 3 Конвенции о правах ребенка усматривается, что в всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Согласно ст.12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании" к образовательным учреждениями относятся в том числе, дошкольные учреждения.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В силу ст. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В соответствии с п.3-п.5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 года N2562 и, регулирующего деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов, дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми; обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр и уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Согласно п.26 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). При этом наступление очереди по списку будущих воспитанников в качестве обязательного условия приема детей в дошкольное образовательное учреждение, несоблюдение которого может повлечь отказ в приеме, положениями указанных выше актов федерального законодательства не предусмотрено.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
На территории Волгограда действует Устав города-героя Волгограда, принятый Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005 года N 20/362, согласно которому администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда. Администрация Волгограда является юридическим лицом. Администрация Волгограда состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений - органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего подразделения.
В соответствии с Решением Волгоградской городской думы от 16 февраля 2011 года N42/1311 в структуру администрации Волгограда входит Департамент по образованию администрации Волгограда как отраслевое структурное подразделение администрации Волгограда, является юридическим лицом.
Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального образования.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка (ст. 9 федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Право на выбор родителями образовательного учреждения вытекает из принципа общедоступности бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Мусиенко Е.С. является матерью М.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, что подтверждается свидетельством о рождении " ... " N " ... " от 26 августа 2010 года.
Истец проживает с ребенком в Тракторозаводском районе г. Волгограда по адресу: "адрес"
Согласно Уведомлению о регистрации ребенка в Книге учета будущих воспитанников муниципального дошкольного образовательного учреждения реализующих основную образовательную программу дошкольного образования Тракторозаводском районе г. Волгограда М.Д. поставлен в очередь на получение места в детском саду N " ... " от 02 февраля 2011 года.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
При таких обстоятельствах, руководствуясь указанными выше положениями действующего законодательства, не ставящими право ребенка на поступление в дошкольное образовательное учреждение в зависимость от очередности учетных записей о регистрации детей, как будущих воспитанников, и имеющими высшую юридическую силу по отношению к Положению о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Волгограда, утвержденному приказом департамента по образованию администрации Волгограда N155 от 16 марта 2012 года, на которое ссылается ответчик, в том числе, в апелляционной жалобе, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования частично, поскольку непредоставление несовершеннолетнему М.Д. места в муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центрального района г. Волгограда является незаконным и нарушает конституционное право ребенка на получение бесплатного дошкольного образования.
Вышеназванные нормативные акты гарантируют всем детям общедоступность бесплатного дошкольного образования в тех формах, которые выбраны их родителями, в связи с чем, таких оснований для отказа в предоставлении мест в детском дошкольном общеобразовательном учреждении как полная укомплектованность групп и отсутствие свободных мест, действующее законодательство не предусматривает.
Орган местного самоуправления обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений.
Вместе с тем, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований в части предоставления места в дошкольном учреждении в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу, поскольку закон не содержит условий о месячном сроке.
Доводы апелляционной жалобы администрации Волгограда о том, что Центральное территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда является уполномоченным лицом, которое организует предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г. Волгограда являются несостоятельными, поскольку вопрос местного значения о предоставлении дошкольного образования в соответствии со ст. 5 п. 13 Устава городского округа город герой Волгоград, относится к компетенции администрации Волгограда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у М.Д ... отсутствуют льготы на поступление в ДОУ и, соответственно, отсутствуют основания для выдачи ему путевки на поступление в дошкольное образовательное учреждение, а удовлетворение исковых требований влечет нарушение прав и законных интересов других будущих воспитанников дошкольных учреждений, не могут быть признаны состоятельными, так как основаны на неправильном применении заявителем апелляционной жалобы норм материального права.
Указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены судом при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения, или сведений, опровергающих выводы решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено. Все юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, основания для отмены вынесенного судебного постановления отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 25 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Волгограда С.Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.