судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Балашовой И.Б.
при секретаре Маренковой В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Папава Р.О. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании незаконными действий, выразившихся в лишении права на получение жилищного сертификата, и выдаче жилищного сертификата на приобретение жилого помещения по избранному месту жительства
по апелляционной жалобе Папава Р.О.
на решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 29 января 2013 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
В иске Папава Р.О. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании незаконными действий, выразившихся в лишении права на получение жилищного сертификата, признании права на получение жилищного сертификата от Министерства обороны РФ, восстановлении в очереди на получение Государственного жилищного сертификата, как гражданина подлежащего переселению из закрытого военного городка, и обеспечении жилищным сертификатом на приобретение жилого помещения по избранному месту жительства, отказать.
Заслушав доклад судьи Тертышной В.В., выслушав Папава Р.О., представителя Папава Р.О. Штиглец С.И., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Папава Р.О. обратился в суд с иском к ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения незаконным, восстановлении в очереди участников подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, как гражданина, подлежавшего переселению из закрытого военного городка, признании за ним права на получение жилищного сертификата, обеспечении выдачи государственного жилищного сертификата на имя истца с учетом членов семьи для переселения по избранному месту жительства.
В обоснование заявленных требований указал, что является бывшим военнослужащим с выслугой более 29 лет. Решением жилищной комиссии войсковой части N " ... " от 15 августа 2009 года N " ... " он включен в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством", а именно по федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы, как гражданин, подлежащий переселению из закрытого военного городка. Ежегодно он подтверждал своё участие в подпрограмме, однако до настоящего времени ГЖС ему не выдан. ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ" отказало ему в выдаче жилищного сертификата, поскольку Распоряжением Правительства Российской Федерации N " ... " 19 августа 2011 года военный городок пос. "адрес" исключён из перечня закрытых военных городков Министерства обороны РФ, в связи с чем право на участие в подпрограмме у него отсутствует.
Просил признать действия ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и Министерства обороны РФ, связанные с лишением его и членов его семьи права на получение Государственного жилищного сертификата незаконными, нарушающими его жилищные права, признать за ним и членами его семьи право на получение Государственного жилищного сертификата; восстановить в очереди участников подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, как гражданина, подлежавшего переселению из закрытого военного городка, обязать ответчиков обеспечить ему выдачу Государственного жилищного сертификата с учетом членов семьи для переселения по избранному месту жительства.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Папава Р.О. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение судом при рассмотрении дела норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
В редакции данной статьи 15, действовавшей до 01 января 2011 года, предусматривалось также, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок выдачи государственного жилищного сертификата согласно п.1 ст. 23 Федерального закона определяется Правительством РФ.
Распоряжением Правительства РФ N " ... " от 19 августа 2011 года военный городок пос. "адрес" исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Министерства обороны Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" было установлено, что формой финансовой поддержки обеспечения жильем граждан является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (ст. 1).
Этим же нормативно-правовым актом были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Постановлением Правительства РФ N 153 и Правилами определены порядок выпуска, срок действия сертификата, категории лиц, имеющих право на получение сертификата, в числе лиц, право которых на участие в программе предусмотрено в п.п. "б" п. 5 Правил, названы граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков, учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ.
В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, также содержащая подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", и вопросы реализации которой также определяются вышеуказанным Постановлением Правительства N 153 в соответствующих редакциях.
Так, согласно Постановлению Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Папава Р.О. " ... " 2007 года был уволен из Вооруженных Сил РФ досрочно с зачислением в запас. Совместно с членами семьи - супругой П.Ж.А. и дочерью П.Е.Р. имеет квартиру в военном городке "адрес".
Решением жилищной комиссии войсковой части N " ... " от 15 августа 2009 года N " ... " Папава Р.О. включен в состав подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы с учетом членов семьи, как гражданин, подлежащий переселению из закрытых военных городков.
По состоянию на 2011 год право истца на получение Государственного жилищного сертификата подтверждено списком граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2011 году по войсковой части N " ... ".
Из имеющегося в материалах дела письма ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от 21 сентября 2012 года N " ... " следует, что у Папава Р.О. отсутствуют основания для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, поскольку он не состоит в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Постановлением Правительства пос. "адрес" исключен из Перечня закрытых военных городков.
Указанные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что основания для предоставления истцу жилищного сертификата как лицу, подлежащему переселению из закрытого военного городка, на данный момент отсутствуют, поскольку данный статус в установленном законом порядке был населённым пунктом утрачен, в связи с чем, жилищные условия истца не соответствуют установленными нормативными актами условиям для предоставления ему мер социальной поддержки на переселение. Основанием, дающим истцу право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, реализация которого осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата, является наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка, то есть наличие предусмотренного п.п. "б" п. 5 Правил условий. Целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством, что определяется спецификой данных населенных пунктов.
В данном случае в связи с изменением статуса населенного пункта п. "адрес", то есть исключением его из перечня закрытых военных городков ВС РФ, необходимость в отселении граждан из п. "адрес" отпала, что свидетельствует об отсутствии условий, при наличии которых у гражданина возникает право на получение субсидии на переселение за счет средств федерального бюджета. В отсутствие правовых оснований для отселения истца из п. "адрес", не имеет значения дата его обращения с заявлением на получение государственного жилищного сертификата и включения в список граждан участников программы по переселению из закрытых военных городков, поскольку наличие совокупности предусмотренных нормативными актами условий должно иметь место не только в момент включения в список участников программы, но и на момент реализации права.
Довод апелляционной жалобы о том, что изменение статуса военного городка не должно влиять на реализацию истцом права как военнослужащего, уволенного досрочно в запас с выслугой 29 лет, на получение жилья в избранном месте жительства, так как оно возникло до издания распоряжения Правительства Российской Федерации об исключении пос. "адрес" из перечня закрытых военных городков Министерства обороны Российской Федерации, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Исходя из положений статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, ФЦП "Жилище" на 2011-2015 года, пункта 5 Правил основанием, дающим право истцу на получение государственного жилищного сертификата по категории "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", является наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка, то есть наличие обязательного, предусмотренного подпунктом "б" пункта 5 Правил, условия.
Целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населённых пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством, что определяется спецификой данных населённых пунктов.
При этом наличие совокупности предусмотренных нормативными актами условий должно иметь место не только в момент включения в список участников программы, но и в период реализации права.
С момента утраты военным городком N " ... " п. "адрес" статуса закрытого военного городка отпало условие, при наличии которого у Папава Р.О. имелось право на получение субсидии в виде государственного жилищного сертификата для переселения.
Истец перестал отвечать установленным законодательством условиям для предоставления ему и членам его семьи мер социальной поддержки на переселение по категории "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", а, следовательно, подлежал исключению из состава участников ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы по данной категорииом ты ский закрытого военного городка N " ... " п. ирующем порядок и ________________________________________________________________.
Также судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, поскольку противоречат представленным суду доказательствам и обстоятельствам дела.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по мнению судебной коллегии, также не могут быть приняты во внимание, как основание к отмене решения, поскольку они истцом указаны в качестве обоснования заявленных исковых требований, являлись предметом исследования и обсуждения суда первой инстанции и получили в решении надлежащую правовую оценку, изменять которую у судебной коллегии оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 29 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Папава Р.О. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.