судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Захаровой Т.А.
при секретаре Маренковой В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гусевой В.Е. о признании незаконным (недействительным) отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в государственной регистрации права на земельный участок
по апелляционной жалобе Гусевой В.Е.
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 07 февраля 2013 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Гусевой В.Е. в признании незаконным (недействительным) отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в государственной регистрации права на земельный участок, расположенный в г. Волгограде по ул. Валдайская, 225, от 17 октября 2012 года за исходящим номером N " ... ", отказать.
Заслушав доклад судьи Тертышной В.В., выслушав представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Катюшкина Д.В., возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Гусева В.Е. обратилась в суд с иском, в котором просила признать необоснованным и неправомерным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра по Волгоградской области) от 17 октября 2012 года в государственной регистрации права на 1\2 долю занимаемого ей земельного участка, расположенного в "адрес".
В обоснование требований указала, что обратилась в Управление Росреестра по Волгоградской области с заявлением о регистрации указанного земельного участка, предоставив регистратору в качестве правоустанавливающего документа архивную выписку из протокола N " ... " заседания исполкома Советского райсовета депутатов трудящихся Волгограда от " ... " 1965 года, согласно которой последним принято решение о закреплении, в том числе за жителями ул. "адрес" фактически занимаемых земельных участков, а также в числе иных документов кадастровый паспорт земельного участка с указанием в нем в качестве правообладателя Г. Однако 17 октября 2012 года в письме за исходящим номером N " ... " Управление Росреестра по Волгоградской области уведомило ее об отказе в государственной регистрации со ссылкой на непредставление ей документов, являющихся основанием для проведения регистрации права.
Считала данный отказ неправомерным, поскольку ею регистратору представлены все необходимые документы. С учетом уточненных требований просила признать указанный отказ незаконным (недействительным).
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Гусева В.Е. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, государственного служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу ч.1, ч.2, ч.5, ч.6, ч.7 и ч.8 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ (ред. от 12 декабря 2011 года) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, осуществляется проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов.
Согласно п.1 ст. 18 настоящего Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с ч.1 ст. 25.2 Закона РФ N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч.2 настоящей статьи, основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок являются:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Пунктом 3 настоящей статьи определено, что государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п. 1 ст. 19 названного Закона государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором, в том числе, при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
При этом в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абз.10 п.1 ст. 20 Закона).
Кроме того, согласно абз. 4 п. 1 ст. 20 названного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 25 августа 2012 года Гусева В.Е. обратилась в Управление Росреестра по Волгоградской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - 1\2 долю земельного участка, расположенного в "адрес".
Согласно кадастровому паспорту на указанный земельный участок, выданному ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Волгоградской области 17 июня 2011 года N " ... " земельный участок отнесен к землям населенных пунктов государственной собственности, правообладателем является Г.
Из архивной выписки из протокола N " ... " заседания исполкома Советского райсовета депутатов трудящихся Волгограда от " ... " 1965 года следует, что за жителями ул. "адрес" закреплены фактически занимаемые ими земельные участки.
В соответствии со справкой, выданной нотариусом г. Волгограда Гусева В.Е. является наследницей в 1\2 доле к имуществу Г., умершего " ... " 2007 года, зарегистрированного на день смерти в "адрес".
Из сообщения МУ "Городской информационный центр" Администрации Волгограда следует, что правильное наименование улицы - " " ... "".
Уведомлением от 13 сентября 2012 года заявителю сообщено, что государственная регистрация права собственности на объект недвижимости приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с выявлением сомнений в наличии оснований для заявленной государственной регистрации права, Гусевой В.Е. предложено в срок до 12 октября 2012 года представить документы о предоставлении ей в собственность указанного земельного участка (правоустанавливающие документы).
Сообщением от 17 октября 2012 года N " ... " Гусевой В.Е. отказано в государственной регистрации права собственности по тем основаниям, что ей не представлено правоустанавливающих документов на земельный участок в установленный регистратором срок.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в представленной заявителем на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа архивной выписке отсутствует перечень граждан, за которыми закреплены земельные участки, включая спорный, отсутствует указание конкретных адресов данных лиц, что позволяет сделать вывод о его несоответствии вышеуказанным требованиям закона.
Иные документы, подтверждающие законное владение данным земельным участком Гусевой В.Е. или ее наследодателем Г., отвечающие вышеуказанным требованиям закона, государственному регистратору представлены не были.
Принимая во внимание, что на момент принятия оспариваемого решения у государственного регистратора отсутствовали основания для государственной регистрации права на земельный участок, совершенные им действия по отказу в государственной регистрации права на занимаемый Гусевой В.Е. земельный участок соответствуют требованиям Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При этом, сам по себе отказ в государственной регистрации права не препятствует при устранении недостатков, послуживших основанием для отказа, обратиться вновь с заявлением о государственной регистрации права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд ошибочно рассмотрел заявленные требования в порядке, установленном главами 23, 25 ГПК РФ, основаны на неверном толковании норм процессуального права.
Иные доводы жалобы содержат замечания на протокол судебного заседания, которые были отклонены определением судьи от 13 марта 2013 года.
Изготовление протокола судебного заседания после подачи апелляционной жалобы не может являться основанием для отмены решения и рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции, поскольку не соответствует требованиям ч. 4 и ч. 5 ст. 330 ГПК РФ.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, его выводы соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушения или неправильного применения норм материального права либо норм процессуального права не установлено, поэтому решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 07 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гусевой В.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.