судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Захаровой Т.А., Серышевой Н.И.
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономарева Николая Олеговича к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области об оспаривании бездействий и предоставлении благоустроенного жилого помещения по нормам предоставления жилых помещения по договору социального найма на состав семьи один человек.
по апелляционной жалобе администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 25 января 2013 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
"Исковые требования Пономарева Николая Олеговича к Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области об оспаривании бездействий и предоставлении благоустроенного жилого помещения по нормам предоставления жилых помещения по договору социального найма на состав семьи один человек - удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить вне очереди Пономареву Николаю Олеговичу благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления жилых помещений по договорам социального найма на состав семьи - один человек, в связи с признанием Постановлением главы администрации городского округа город Волжский Волгоградской области от 05 мая 2010 года N3593, жилого многоквартирного дома расположенного по адресу: "адрес" аварийным и подлежащим сносу.
В части требований о признать незаконным бездействие Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, выразившиеся в непредставлении вне очереди жилого помещения по договорам социального найма Пономареву Николаю Олеговичу на состав семьи один человек на основании Постановления главы администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 05 мая 2010 года N3593 - отказать".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А., выслушав представителя администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области по доверенности - К.О.Н.., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя Пономарева Н.О. по доверенности - Ш.Н.А ... по доводам жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пономарев Н.О. обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании незаконным бездействия и предоставлении благоустроенного жилого помещения по нормам предоставления жилых помещений по договору социального найма на состав семьи один человек.
В обоснование требований указал, что зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес"
В соответствии с постановлением главы администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 05 мая 2010 года N 3593 многоквартирный жилой дом, расположенный по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок для обеспечения граждан, проживающих в указанном доме, жилыми помещениями до 01 декабря 2010 года.
Однако до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением, пригодным для проживания.
С 27 февраля 2012 года он состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на состав семьи 1 человек, в едином списке за N 5846.
По состоянию на 26 ноября 2012 года установленный органом местного самоуправления срок переселения из аварийного жилого помещения истек, данными действиями администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области нарушены его права и интересы, так как проживание в аварийном доме влечет угрозу его жизни и здоровью.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, выразившееся в непредставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из одного человека на основании Постановления главы администрации городского округа город Волжский Волгоградской области N 3593 от 05 мая 2010 года, обязать ответчика предоставить ему вне очереди, в связи с признанием жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" аварийным и подлежащим сносу благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления жилых помещений по договорам социального найма на состав семьи из одного человека.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения в части возложения обязанности на администрацию о предоставлении Пономареву Н.О. вне очереди благоустроенного жилого помещения по нормам предоставления жилых помещений по договорам социального найма на состав семьи один человек, просит его в указанной части отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной
жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государс твенного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", является Б.А.А.
Пономарев Н.О. зарегистрирован и проживает по указанному адресу с 20 октября 1993 года.
С 27 февраля 2012 года Пономарев Н.О. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в едином общем списке составом семьи один человек за номером 5846.
Постановлением главы администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области N 3593 от 05 мая 2010 года "О признании жилищного фонда аварийным" многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок до 30 декабря 2010 года обеспечить граждан, проживающих в вышеуказанном доме, жилыми помещениями.
Управлению финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области поручено предусмотреть средства на выполнение мероприятий по отселению граждан из аварийного жилищного из аварийного жилищного фонда и сносу дома (п. 4).
Постановлением администрации городского округа город Волжский Волгоградской области N 3299 от 28 июня 2011 года в постановление N 3593 от 05 мая 2010 года внесены изменения, установлен срок обеспечения граждан жилыми помещениями для отселения до 31 декабря 2011 года.
Постановлением главы городского округа - город Волжский N 636 от 02 февраля 2012 года о внесении изменений в Постановление от 05 мая 2010 года N 3593 "О признании жилищного фонда аварийным", отселение граждан, проживающих в доме "адрес", произвести в соответствии с перечнем очередности сноса домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа - город Волжский муниципальной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области, из аварийного жилищного фонда на 2012-2016 годы", утвержденной постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 30 сентября 2011 года N 5434.
Постановлением администрации городского округа - город Волжский N 3592 от 25 мая 2012 года в постановление администрации городского округа - город Волжский от 05 мая 2010 года N 3593 внесены изменения, установлен срок для осуществления переселения граждан в вышеуказанном доме до 31 декабря 2016 года.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
В соответствии со статьей 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ граждан, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5).
В силу п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. 50 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством. В соответствии с п. 1 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Частью 1 ст. 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за 2 квартал 2009 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Разрешая спор и возлагая на администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области обязанность по предоставлению вне очереди Пономареву Н.О. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что помещение, в котором проживает истец, представляет опасность для его жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, а поэтому предоставление иного жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от установленного срока расселения дома.
Несостоятельны доводы апелляционной жалобы со ссылкой на незаконность предоставления истцам жилого помещения взамен подлежащего сносу, что такое предоставление носит компенсационный характер. При разрешении иска, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. 57 ЖК РФ, так как требование заявлено на том, основании, что занимаемое истцами жилое помещение стало непригодным для проживания.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства были предметом исследования суда первой инстанции и получили его оценку по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ. Решение является обоснованным поскольку, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), оспариваемое решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов, (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебном решении").
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 25 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.