судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Захаровой Т.А., Серышевой Н.И.
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Роговановой Ксении Вячеславовны, действующей в интересах Р.В. к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, управлению образования администрации городского округа - город Волжский о признании бездействия незаконным, о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 22 января 2013 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
"Исковые требования Роговановой Ксении Вячеславовны, действующей в интересах несовершеннолетней Р.В., удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить несовершеннолетней Р.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении города Волжского Волгоградской области, расположенном на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области, в группе полного дня.
Взыскать с администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в пользу Роговановой Ксении Вячеславовны расходы по оплате услуг представителя в размере ххх рублей.
В удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, управления образования администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, об обязании управления образования администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить место в учреждении дошкольного образования, взыскании с администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области компенсации морального вреда, взыскании с администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области расходов на представителя на сумму свыше ххх рублей Роговановой Ксение Вячеславовне отказать".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А., выслушав представителя администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Ц.Е.Ю.., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рогованова К.В., действуя в интересах несовершеннолетней Р.В.., обратилась в суд с исковым заявлением к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, управлению образования администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании бездействия незаконным, о понуждении предоставить несовершеннолетней Р.В ... место в дошкольном образовательном учреждении, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указала, что 12 апреля 2011 года её дочь Р.В.., ДД.ММ.ГГГГ рождения, была поставлен на учет детей, нуждающихся в получении места в МДОУ города Волжского.
Она неоднократно обращалась в управление образования администрации городского округа - город Волжский, в администрацию городского округа - город Волжский с заявлением о предоставлении места в детском саду дочери, однако в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении ее ребенку отказано по причине отсутствия мест.
Просила суд признать незаконным бездействие администрации городского округа - город Волжский, управления образования администрации городского округа - город Волжский, обязать администрацию городского округа - город Волжский и управление образования администрации городского округа - город Волжский предоставить несовершеннолетней Р.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня на территории городского округа - город Волжский.
Взыскать с администрации городского округа - город Волжский компенсацию морального вреда в размере ххх, судебные расходы понесенные ею на представителя в размере ххх рублей.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм процессуального и материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной
жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из положений ст. 3 Конвенции о правах ребенка усматривается, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании", к образовательным учреждениям относятся в том числе, дошкольные учреждения.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В силу ст. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В соответствии с п.3-п.5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 года N 2562 и, регулирующего деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов, дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми; обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр и уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Согласно п. 26 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). При этом наступление очереди по списку будущих воспитанников в качестве обязательного условия приема детей в дошкольное образовательное учреждение, несоблюдение которого может повлечь отказ в приеме, положениями указанных выше актов федерального законодательства не предусмотрено.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
На территории города Волжского действует Устав городского округа - город Волжский Волгоградской области, принятый в новой редакции Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 27 мая 2005 г. N 137/1, согласно которому администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Администрация является муниципальным казенным учреждением, образованным для осуществления управленческих функций.
Пунктом 3 статьи 42 Устава городского округа - город Волжский Волгоградской области, принятого в новой редакции Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 27 мая 2005 г. N 137/1, функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет администрация городского округа.
Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального образования.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка (ст. 9 федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Право на выбор родителями образовательного учреждения вытекает из принципа общедоступности бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Рогованова К.В. является матерью Р.В.., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Истец с ребенком проживают по адресу: "адрес"
12 апреля 2011 года несовершеннолетняя Р.В.., записана в Книге учета будущих воспитанников МДОУ города Волжского, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Кроме того, несовершеннолетняя Р.В ... с 12 апреля 2011 года зарегистрирована в муниципальных образовательных учреждениях: МДОУ детский сад N " ... " регистрационный номер 444, МДОУ детский сад общеразвивающего вида N " ... " регистрационный номер 732.
До настоящего времени ребенку истца место в группе полного дня детского дошкольного учреждения не предоставлено.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
При таких обстоятельствах, руководствуясь указанными выше положениями действующего законодательства, не ставящими право ребенка на поступление в дошкольное образовательное учреждение в зависимость от очередности учетных записей о регистрации детей, как будущих воспитанников, и имеющими высшую юридическую силу по отношению к Постановлению администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области об утверждении порядка комплектования муниципальных образовательных учреждений городского округа - город Волжский Волгоградской области N 957 от 15 февраля 2012 года, на которое ссылается ответчик, суд принял правильное решение о возложении на администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области обязанности предоставить Р.В ... место в группе полного дня в муниципальном дошкольном учреждении города Волжского Волгоградской области.
Вышеназванные нормативные акты гарантируют всем детям общедоступность бесплатного дошкольного образования в тех формах, которые выбраны их родителями, в связи с чем, таких оснований для отказа в предоставлении мест в детском дошкольном общеобразовательном учреждении как полная укомплектованность групп и отсутствие свободных мест, действующее законодательство не предусматривает.
Орган местного самоуправления обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что места детям в детские дошкольные образовательные учреждения г. Волжского предоставляются в порядке очередности, не могут повлечь отмену судебного акта, так как государство гарантирует своим гражданам общедоступность дошкольного образования, как одну из важнейших социальных гарантий.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 22 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.