судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Грымзиной Е.В.,
судей Волковой И.А., Сукачёва Д.Ю.,
при секретаре Слета К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску ФИО к Управлению Пенсионного фонда РФ в Дубовском районе Волгоградской области об обязывании пересчитать трудовую пенсию,
по апелляционной жалобе и дополнению к ней ФИО
на решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 22 января 2013 года, которым постановлено:
В иске ФИО к Управлению Пенсионного фонда РФ в Дубовском районе Волгоградской области об обязывании учесть при назначении пенсии период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в " ... ", пересчитать пенсию по старости в связи с неправильным толкованием и разъяснением пенсионного законодательства сотрудниками УПФ РФ по Дубовскому району Волгоградской области и назначить ей пенсию по старости с 49 лет, отказать.
Заслушав доклад судьи Волковой И.А., выслушав объяснения ФИО, её представителя ФИО, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей УПФР в Дубовском районе Волгоградской области ФИО и ФИО, возражавших по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дубовском районе Волгоградской области (далее по тексту - УПФР в Дубовском районе Волгоградской области) об обязывании пересчитать трудовую пенсию.
В обоснование заявленных требований указала, что она проживала в зоне отселения в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составило 3 года 8 месяцев 10 дней, и относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы.
Также, по сведениям, содержащимся в трудовой книжке, она работала на территории зоны отселения и в зоне с правом на отселение, что означает, что её пенсионный возраст подлежит снижению, в связи с чем право на назначение пенсии по старости, с учётом снижения пенсионного возраста, у неё возникло в 49 лет.
В связи с неверным толкованием норм действующего законодательства должностными лицами УПФР в Дубовском районе Волгоградской области были нарушены её конституционные и иные права, выразившиеся в том, что заявление о назначении пенсии ею было подано в 51 год.
Просила суд обязать УПФР в Дубовском районе Волгоградской области учесть при назначении пенсии период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в " ... ", пересчитать пенсию по старости в связи с неправильным толкованием и разъяснением пенсионного законодательства сотрудниками УПФР в Дубовском районе Волгоградской области и назначить пенсию по старости с 49 лет.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ФИО оспаривает постановленное судом решение и просит его отменить, считая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, при этом выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы и дополнения к ней, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
В части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации (далее по тексту - Конституция РФ) закреплено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, при этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Пенсия гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, устанавливается и выплачивается в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о государственном пенсионном обеспечении в РФ), с учётом порядка, предусмотренного нормами Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно пункта 2 части 4 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о трудовых пенсиях в РФ) трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 19 Закона о трудовых пенсиях в РФ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Пунктом 5 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчёта размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Законом о трудовых пенсиях в РФ и Законом о государственном пенсионном обеспечении в РФ (далее по тексту - Правила), утверждённых Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 17/19пб, предусмотрено, что заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
В соответствии с пунктом 3 Правил под обращением за пенсией следует понимать подачу гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, как о назначении пенсии, так и перерасчёте пенсии, переводе с одной пенсии на другую, что свидетельствует о том, что оспариваемый пункт Правил применяется как в отношении обращения за назначением трудовой пенсии, так и за её перерасчётом, в том числе страховой части трудовой пенсии, по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 17 Закона о трудовых пенсиях в РФ.
Согласно пункта 6 Правил, граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
Пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Законом о трудовых пенсиях в РФ и статье 23 Закона о государственном пенсионном обеспечении в РФ, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днём обращения за назначением пенсии считается день приёма территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Дата приёма заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 15 Правил).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС работала в "адрес", по достижению ею возраста 52 года, ФИО была назначена пенсия по старости.
Согласно записям в журнале приёма граждан УПФР в Дубовском районе Волгоградской области, ДД.ММ.ГГГГ ФИО в устной форме обратилась в УПФР в Дубовском районе Волгоградской области о назначении ей пенсии по старости, при этом ей была дана консультация, разъясняющая её право на обращение в пенсионный орган по достижению ею 52 лет.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО, достигнув 52-летнего возрата, в установленном законом порядке, обратилась за назначением ей пенсии, которая, по результатам проверки приложенных к заявлению документов, была назначена.
В сообщении УПФР в Дубовском районе Волгоградской области указано, что согласно электронным журналам ФИО с письменным заявлением о назначении ей пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ не обращалась.
Указанные обстоятельства подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд правильно исходил из того, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии, представляющего необходимые документы, в связи с чем имеющаяся в журнале приёма граждан УПФР в Дубовском районе Волгоградской области запись ДД.ММ.ГГГГ о обращении ФИО в устной форме в УПФР в Дубовском районе Волгоградской области не может являться основанием для назначения ФИО досрочной пенсии.
При таких обстоятельствах, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, обоснованно пришёл к выводу о том, что назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличием права у ФИО на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права, путём подачи соответствующего заявления, что в данном случае ФИО в 2004 году сделано не было.
Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, поскольку противоречат представленным суду доказательствам и обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 22 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к ней ФИО - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.