судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Серышевой Н.И.
при секретаре Маренковой В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимовой В.А. к администрации Волгограда, Центральному территориальному управлению департамента по образованию администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, выразившееся в не представлении возможности получения общедоступного бесплатного дошкольного образования, возложении обязанности по реализации права на доступное дошкольное образование
по апелляционной жалобе представителя администрации Волгограда Саенко Н.А.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 20 декабря 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования Максимовой В.А. к Администрации Волгограда, Центральному территориальному управлению департамента по образованию Администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, выразившееся в не представлении возможности получения общедоступного бесплатного дошкольного образования, о возложении обязанности по реализации права на доступное дошкольное образование - удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Волгограда предоставить ребёнку М., " ... "2010 года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня на территории Центрального района г. Волгограда.
В удовлетворении остальной части исковых требований Максимовой В.А. к Администрации города Волгограда о признании незаконным бездействия, выразившееся в не представлении возможности получения общедоступного бесплатного дошкольного образования, о возложении обязанности по реализации права на доступное дошкольное образование - отказать.
Заслушав доклад судьи Тертышной В.В., судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Максимова В.А. в интересах несовершеннолетней М. обратилась в суд с иском к Центральному территориальному управлению Департамента по образованию Администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении возможности получения общедоступного бесплатного дошкольного образования, понуждении к предоставлению М. путёвки для определения в качестве воспитанника в группу полного дня в дошкольное образовательное учреждение (детский сад) по месту жительства в Центральном районе г. Волгограда.
В обоснование требований указала, что
она
является матерью несовершеннолетней М. 29 июня 2011 года ребёнок поставлен на очередь на поступление в детский сад.
Однако до настоящего времени ее дочери не предоставлено место в детском дошкольном учреждении.
При обращении в Центральное территориальное управление Департамента по образованию Администрации Волгограда с вопросом о предоставлении её ребёнку путёвки на поступление в детский сад, ей было отказано.
Полагала, что таким отказом нарушено право несовершеннолетней М. на общедоступность дошкольного образования. С четом уточненных исковых требований просила суд признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непредставлении М. возможности получать общедоступное бесплатное дошкольное образование, обязать администрацию Волгограда предоставить М. место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства ребенка.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Волгограда - Саенко Н.А., оспаривает законность и обоснованность решения суда в части возложения на администрацию Волгограда обязанности предоставить несовершеннолетней М. место в дошкольном образовательном учреждении, просит решение суда в указанной части отменить.
В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Из положений ст. 3 Конвенции о правах ребенка усматривается, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Согласно ст.12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании" к образовательным учреждениями относятся в том числе, дошкольные учреждения.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В силу ст. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В соответствии с п.3-п.5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 года N2562 и, регулирующего деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов, дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми; обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр и уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Согласно п.26 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). При этом наступление очереди по списку будущих воспитанников в качестве обязательного условия приема детей в дошкольное образовательное учреждение, несоблюдение которого может повлечь отказ в приеме, положениями указанных выше актов федерального законодательства не предусмотрено.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
На территории Волгограда действует Устав города-героя Волгограда, принятый Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005 года N 20/362, согласно которому администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда. Администрация Волгограда является юридическим лицом. Администрация Волгограда состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений - органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего подразделения.
В соответствии с Решением Волгоградской городской думы от 16 февраля 2011 года N42/1311 в структуру администрации Волгограда входит Департамент по образованию администрации Волгограда как отраслевое структурное подразделение администрации Волгограда, является юридическим лицом.
Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального образования.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка (ст. 9 федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Право на выбор родителями образовательного учреждения вытекает из принципа общедоступности бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Максимова В.А. является матерью М., " ... " 2010 года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении N " ... " от " ... " 2010 года.
Согласно Книге учёта будущих воспитанников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования Центрального района г. Волгограда, 29 июня 2011 года М. поставлена в очередь на получение места в детском саду N " ... " Центрального района г. Волгограда. Ребенок совместно с родителями проживает в Центральном районе г. Волгограда.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
При таких обстоятельствах, руководствуясь указанными выше положениями действующего законодательства, не ставящими право ребенка на поступление в дошкольное образовательное учреждение в зависимость от очередности учетных записей о регистрации детей, как будущих воспитанников, и имеющими высшую юридическую силу по отношению к Положению о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Волгограда, утвержденному приказом департамента по образованию администрации Волгограда N155 от 16 марта 2012 года, на которое ссылается ответчик, в том числе, в апелляционной жалобе, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования частично, поскольку непредоставление несовершеннолетней М. места в муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центрального района г. Волгограда является незаконным и нарушает конституционное право ребенка на получение бесплатного дошкольного образования.
Вышеназванные нормативные акты гарантируют всем детям общедоступность бесплатного дошкольного образования в тех формах, которые выбраны их родителями, в связи с чем, таких оснований для отказа в предоставлении мест в детском дошкольном общеобразовательном учреждении как полная укомплектованность групп и отсутствие свободных мест, действующее законодательство не предусматривает.
Орган местного самоуправления обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений.
Доводы апелляционной жалобы администрации Волгограда о том, что Центральное территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда является уполномоченным лицом, которое организует предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Центрального района г. Волгограда являются несостоятельными, поскольку вопрос местного значения о предоставлении дошкольного образования в соответствии со ст. 5 п. 13 Устава городского округа город герой.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у М. отсутствуют льготы на поступление в ДОУ и, соответственно, отсутствуют основания для выдачи ей путевки на поступление в дошкольное образовательное учреждение, а удовлетворение исковых требований влечет нарушение прав и законных интересов других будущих воспитанников дошкольных учреждений, не могут быть признаны состоятельными, так как основаны на неправильном применении заявителем апелляционной жалобы норм материального права.
Указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены судом при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения, или сведений, опровергающих выводы решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено. Все юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, основания для отмены вынесенного судебного постановления отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суд г. Волгограда от 20 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Волгограда Саенко Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.