судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Грымзиной Е.В.,
судей Волковой И.А., Бурковской Е.А.,
при секретаре Слета К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Маликова Фарида Сулеймановича к администрации Маляевского сельского поселения Ленинского района Волгоградской области и Территориальному управлению Росимущества в Волгоградской области о включении в наследственную массу и о признании права собственности на жилой дом,
по апелляционной жалобе Территориального управления Росимущества в Волгоградской области
на решение Ленинского районного суда Волгоградской области от 14 января 2013 года, которым постановлено:
Установить факт принятия наследства ФИО в феврале 1985 года после смерти матери ФИО, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", состоящий из основного деревянного строения, обложенного силикатным кирпичом, с жилой деревянной обложенной силикатным кирпичом пристройкой, общей площадью 58,1 кв. м., в том числе жилой площадью 44,5 кв. м., нежилой деревянной пристройки, летней кирпичной кухни, кирпичного гаража, кирпичной бани, деревянной уборной, инвентаризационной стоимостью 126 556 (сто двадцать шесть тысяч пятьсот пятьдесят шесть) рублей.
Заслушав доклад судьи Волковой И.А., выслушав ФИО, возражавшего по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к администрации Маляевского сельского поселения Ленинского района Волгоградской области о включении в наследственную массу и о признании права собственности на жилой дом, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО, после смерти которой открылось наследство, состоящее из жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Он является единственным наследником, однако по вопросу оформления наследства он не обратился к нотариусу Ленинского района в установленный законом срок, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на домовладение.
После смерти матери ФИО фактически вступил во владение наследственным имуществом, при этом он постоянно проживал вместе с матерью, ухаживал за ней во время болезни, проживает в указанном доме и после её смерти, факт принятия наследства могут подтвердить свидетели.
Домовладение по указанному адресу они с матерью построили своими силами и на свои средства на земельном участке, предоставленном им для строительства.
Определением Ленинского районного суда Волгоградской области в качестве соответчика по данному делу было привлечено Территориальное управление Росимущества в Волгоградской области.
С учётом уточнённых требований просил установить факт принятия им наследства после смерти матери ФИО и признать за ним право собственности на жилой дом по адресу: "адрес".
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Росимущества в Волгоградской области оспаривает постановленное судом решение и просит его отменить, считая, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
По смыслу статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
По правилам статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя, при этом внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Согласно статье 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять, при этом принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чём бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвёл за свой счёт расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счёт долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (статья 1153 ГК РФ).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельства о рождении ФИО и свидетельства о смерти ФИО, ФИО приходится сыном ФИО, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
После смерти ФИО осталось наследственное имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Из технического паспорта, выданного Ленинским филиалом муниципального унитарного предприятия "Центральное межрайонное бюро технической инвентаризации", следует, что указанное домовладение состоит из основного деревянного строения, обложенного силикатным кирпичом, с жилой деревянной, обложенной силикатным кирпичом пристройкой, общей площадью 58,1 кв. м., в том числе жилой площадью 44, 5 кв. м., нежилой деревянной пристройки, летней кирпичной кухни, кирпичного гаража, кирпичной бани, деревянной уборной, и смешанного ограждения. Инвентаризационная стоимость домовладения 126 556 рублей.
Из текста справок Маляевского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области N " ... " и N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в домовладении, расположенном по адресу: "адрес" зарегистрированы ФИО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ФИО с 1961 года по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Строительство указанного дома велось средствами ФИО и ФИО
Согласно справке Маляевского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ спорный жилой дом на балансе указанного сельского поселения не состоит.
Наследником первой очереди после смерти ФИО является сын ФИО
ФИО в установленный законом срок не обращался к нотариусу с заявлением о принятии наследства, поскольку не знал о значимости установленных законом требований о необходимости своевременного принятия наследства.
Вместе с тем, после смерти матери ФИО в течение 6 месяцев стал владеть и пользоваться имуществом наследодателя, а именно жилым домом, принадлежащим наследодателю, поскольку проживал и проживает в доме до настоящего времени, несёт расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает коммунальные услуги.
При таких данных, суд, с учётом приведённых выше норм права, пришёл к правильному выводу о том, что ФИО принял наследственное имущество, оставшееся после смерти ФИО, умершей ДД.ММ.ГГГГ в виде жилого дома, а также обоснованно признал за ФИО право собственности в порядке наследования по закону на жилой дом, оставшийся после смерти его матери ФИО
Однако, судом указанные требования ФИО также были удовлетворены к Территориальному управлению Росимущества в Волгоградской области.
Вместе с тем, как следует из положений статьи 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации, при этом данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования, а иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Согласно пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 9 от 29 мая 2012 года "О судебной практике по делам о наследовании" при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из материалов дела видно, что ФИО, являясь единственным наследником наследственного имущества ФИО, проживал и проживает в спорном домовладении, в связи с чем, проживая в указанном жилом доме и распоряжаясь им, фактически вступил в права наследника и принял в виде указанного дома, что свидетельствует о том, что спорный жилой дом не является выморочным имуществом.
При этом, как следует из материалов дела, Территориальное управление Росимущества в Волгоградской области к вопросам принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО отношения не имеет, участником спорных правоотношений не является, в связи с этим у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных к указанному ответчику исковых требований.
В связи с изложенным решение суда в части удовлетворения исковых требований ФИО к Территориальному управлению Росимущества в Волгоградской области о включении в наследственную массу и о признании права собственности на жилой дом подлежит отмене и принятии в указанной части нового решения, а в остальной части оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Волгоградской области от 14 января 2013 года в части удовлетворения требований ФИО к Территориальному управлению Росимущества в Волгоградской области о включении в наследственную массу и о признании права собственности на жилой дом отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований ФИО к Территориальному управлению Росимущества в Волгоградской области о включении в наследственную массу и о признании права собственности на жилой дом, отказать.
В остальной части решение Ленинского районного суда Волгоградской области от 14 января 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "а
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.