Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе
Председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Захаровой Т.А., Тертышной В.В.
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калачёвского района Волгоградской области в интересах Чеботаревой Любови Николаевны о признании незаконными действий отдела жилищных субсидий Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области, в части неправомерного включения ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами в среднедушевой доход семьи для расчёта субсидии на оплату жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области
на решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 11 января 2013 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Калачёвского района Волгоградской области в интересах Чеботаревой Любови Николаевны о признании незаконными действий отдела жилищных субсидий Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области, удовлетворить.
Признать незаконными действия отдела жилищных субсидий Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области в части неправомерного включения ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами: Ч.А.В., Ч.В.А., Б.А.И. в среднедушевой доход семьи Чеботарёвой Любови Николаевны для расчёта субсидии на оплату жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А., представителей администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области АО доверенности В.Н.П.., М.Н.Ю.., поддержавших доводы жалобы, возражения Чеботаревой Л.Н., против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Калачёвского района Волгоградской области в интересах Чеботаревой Л.Н. обратился в суд с иском о признании незаконными действий отдела жилищных субсидий Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области в части неправомерного включения ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами в среднедушевой доход семьи для расчёта субсидии на оплату жилого помещения.
С учетом уточненных требований указал, что Чеботарева Л.Н. является неработающим трудоспособным лицом, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами: Ч.В.А.., Ч.А.В.., Б.А.И.., в связи, с чем ей выплачивается компенсационная выплата в размере ххх рублей на каждого.
Отделом жилищных субсидий Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области при расчёте субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупный доход семьи Чеботаревой Л.Н. включается указанная ежемесячная компенсационная выплата.
Однако включение компенсационной выплаты в среднедушевой доход семьи для расчета субсидии на оплату жилого помещения противоречит федеральному законодательству "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и доходов одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи".
Просил суд признать незаконным действия отдела жилищных субсидий Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области в части неправомерного включения ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами в среднедушевой доход семьи Чеботарёвой Л.Н. для расчёта субсидии на оплату жилого помещения.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация Калачевского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной
жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации принимаемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации действует федеральный закон.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 г. N 343, утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 13.05.2008 г. N 774) в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан с 01.07.2008 года установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1.200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Чеботарева Л.Н. является неработающим трудоспособным лицом, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами: Ч.В.А.., Ч.А.В.., Б.А.И.., в связи, с чем ей выплачивается компенсационная выплата к пенсии Ч.В.А.., Ч.А.В.., Б.А.И ... в размере ххх рублей каждому.
Квартиросъемщиком жилого помещения по адресу "адрес" является Ч.А.В.., который проживает совместно с Чеботаревой Л.Н., Ч.А.А.
На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Ч.А.В. установлена ежемесячная субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Расчет размера субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится уполномоченным органом отделом жилищных субсидий администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области.
В совокупный доход семьи Ч.А.В ... для расчета указанной субсидии включается компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособным в виде дохода Чеботаревой Л.Н..
Порядок учета доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и предоставления им материальной помощи определяется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации Постановлением от 20 августа 2003 г. N 512 утвердило Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Как предусмотрено подпунктом "д" пункта 1 Перечня, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами).
Таким образом, порядок расчета среднедушевого дохода семьи, включая виды доходов, подлежащие учету при определении такого дохода, установлены на федеральном уровне.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что включение отделом жилищных субсидий администрации Калачевского района Волгоградской области компенсационной выплаты Чеботаревой Л.Н., осуществляющей уход за нетрудоспособными гражданами, в доход неработающего трудоспособного гражданина при расчете субсидии на оплату жилого помещения противоречит действующему федеральному законодательству.
При этом суд правомерно исходил из того, что Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", "Переченем видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", утвержденного Постановлением Правительством Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказании им государственной социальной помощи не учитываются компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, а также о том, что согласно п. 3 инструктивного письма Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 07.10.2003 года N 05-16-И, к доходам не учитываемым в совокупном доходе семьи относятся компенсационная выплата к пенсии нетрудоспособного гражданина, которая включается в доход неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ним не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергает правильность правовой позиции суда, не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения, сводятся к переоценке выводов, изложенных судом первой инстанции в решении.
Иные доводы жалобы содержат ссылки на те же обстоятельства, которые были предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении спора, получили оценку в оспариваемом решении, с которой согласилась судебная коллегия, а поэтому не могут быть приняты во внимание для его отмены.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 11 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.