судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Тертышной В.В., Кравцовой Е.В.
при секретаре Маренковой В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольховского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях района
по апелляционной жалобе главы администрации Ольховского муниципального район Волгоградской области Сивкова А.Ю.
на решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 27 декабря 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Обязать администрацию Ольховского муниципального района Волгоградской области обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования, путем увеличения количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Ольховского муниципального района до 1.06.2014 года.
Заслушав доклад судьи Тертышной В.В., выслушав прокурора Мамину Н.Л., возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ольховского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях района.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ольховского района проведена проверка исполнения администрацией Ольховского муниципального района действующего законодательства по предоставлению несовершеннолетним жителям Ольховского муниципального района дошкольного образования в результате которой выявлено, что на территории Ольховского муниципального района складывается неблагополучная ситуация с обеспечением детей дошкольными образовательными услугами. Так, по состоянию на 26 ноября 2012 года количество детей дошкольного возраста, посещающих муниципальные дошкольные учреждения Ольховского муниципального района составляет 563 человека, при этом количество детей, стоящих в очереди в МДОУ по состоянию на 26 ноября 2012 составляет 311 человек.
Просил суд обязать администрацию Ольховского муниципального района Волгоградской области обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Ольховского муниципального района в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области Сивков А.Ю. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из положений ст. 3 Конвенции о правах ребенка усматривается, что в всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Согласно ст.12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании" к образовательным учреждениями относятся в том числе, дошкольные учреждения.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В силу ст. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В соответствии с п.3-п.5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 года N2562 и, регулирующего деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов, дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми; обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр и уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Согласно п.26 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). При этом наступление очереди по списку будущих воспитанников в качестве обязательного условия приема детей в дошкольное образовательное учреждение, несоблюдение которого может повлечь отказ в приеме, положениями указанных выше актов федерального законодательства не предусмотрено.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Указанные полномочия отнесены к вопросам местного значения Ольховского муниципального района в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 6 Устава Ольховского муниципального района Волгоградской области от 10 июля 2005 года N 84/236.
Судом апелляционной инстанции установлено, что по состоянию на 26 ноября 2012 года количество детей дошкольного возраста, посещающих муниципальные дошкольные учреждения Ольховского муниципального района, составляет 563 человека, при этом количество детей, стоящих в очереди в МДОУ составляет 311 человек. Из них число детей, стоящих в очереди в:
- МДОУ " " ... "" - 2 человека;
- МДОУ " " ... "" - 25 человек;
- МДОУ " " ... "" - 14 человек;
- МДОУ " " ... "" - 33 человека;
- МДОУ " " ... "" - 4 человека;
- МДОУ " " ... "" - 3 человека;
- МДОУ " " ... "" - 8 человек;
- МДОУ " " ... "" - 8 человек;
- МДОУ " " ... "" - 4 человека;
- МДОУ " " ... "" - 62 человека;
- МДОУ " " ... "" - 148 человек.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
При таких обстоятельствах, руководствуясь указанными выше положениями действующего законодательства, не ставящими право ребенка на поступление в дошкольное образовательное учреждение в зависимость от очередности учетных записей о регистрации детей, как будущих воспитанников, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Вышеназванные нормативные акты гарантируют всем детям общедоступность бесплатного дошкольного образования в тех формах, которые выбраны их родителями, в связи с чем, таких оснований для отказа в предоставлении мест в детском дошкольном общеобразовательном учреждении как полная укомплектованность групп и отсутствие свободных мест, действующее законодательство не предусматривает.
Орган местного самоуправления обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в будущем все желающие будут обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях Ольховского района, не опровергает вывод суда о недостаточности свободных мест в данных учреждениях в настоящее время.
Иных доводов, направленных на отмену решения суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 27 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области Сивкова А.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.